17.10.2006 ФАС хочет отрегулировать систему ценообразования рекламы По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2005 году рекламодатели потратили более 5 миллиардов долларов. Из них на телерекламу - 2,3 миллиарда. При этом 70 процентов рынка телерекламы занимает одна компания - "Видео интернэшнл" (для признания компании монополистом она должна занимать более 35 процентов определенного рынка). Но как бороться с таким китом? Год назад руководство ФАС заявило, что начинает масштабное исследование российского рынка телерекламы, цель которого - выявить монополистов и выяснить, не злоупотребляют ли они доминирующим положением на рынке. Затем было принято решение не ограничиваться только телевидением, а проверять и другие сегменты рекламного рынка. Представители крупнейших компаний указывали тогда на то, что разбивать индустрию на сегменты нельзя. Однако после обнародования первых результатов исследования в феврале 2006 года в ФАС говорили, что рынок все же уместно делить на отдельные сегменты. Такая постановка вопроса в первую очередь ударяла по крупнейшему в России продавцу рекламы на телевидении. Теперь антимонопольное ведомство изменило свои планы и рассматривать рекламный рынок по отдельным сегментам не планирует. ФАС предлагает нетрадиционный подход к решению проблемы: главное - определение процесса ценообразования на рынке и контроль за ним. При ФАС будет сформирована рабочая группа с привлечением представителей АКАР, Содружества производителей фирменных торговых марок и Ассоциации рекламодателей. Но как эта площадка должна работать, чиновники уже понимают. Эксперты полагают, что фактически это будет не что иное, как то же "Видео интернэшнл". Группа будет работать по принципам биржи, а вот что будет выставляться на торги - секунды или рейтинги, определит сама группа. Впрочем, эксперты полагают, что это будет не биржа, а лишь нечто отдаленно ее напоминающее - площадка для прогнозирования платежеспособного спроса на телерекламу с привлечением максимального числа участников рекламного рынка. Примерная схема функционирования системы может быть такова: независимый арбитр собирает заявки желающих на рекламное время, потом торги закрываются, заявки анализируются и на их основе создается базовая цена. Так продается реклама в некоторых европейских странах. В США подобные инициативы поступают от рекламодателей. В августе 2006 г. девять крупных американских компаний выступили с предложением создать интернет-аукцион по продаже рекламного времени на телевидении. Вице-президент АКАР Владимир Евстафьев считает это красивой идеей. Он считает, что рынок телерекламы после организации на нем биржи станет более прозрачным: раньше повышение цен регулировали продавцы рекламы, а теперь эта функция отойдет покупателям. При этом он высказывает сомнение, что предложение ФАС понравится крупным рекламодателям: "Несмотря на то что раньше цены регулировал продавец, существовала довольно четкая система их формирования. А при новой системе цены могут резко скакнуть: спрос существенно опережает предложение". |