04.12.2006 Аудит для телерекламы В рабочей группе по ценообразованию на рынке телерекламы, созданной Федеральной антимонопольной службой, рекламными агентствами и рекламодателями, в пятницу появился первый проект создания прозрачной ценовой системы: президент АКАР и глава «НТВ-медиа» Сергей Пискарев предложил создать организацию, которая проводила бы независимый аудит данных, полученных от агентств и рекламодателей. До 15 декабря должно быть решено, возможно или нет создание этих механизмов. Впрочем, даже крупные рекламодатели сомневаются, что на основе этих данных удастся установить реальную картину рынка. Идея создания прозрачной системы ценообразования на рынке телерекламы принадлежит Федеральной антимонопольной службе (ФАС). В начале октября ведомство объявило, что намерено вместе с рекламодателями, агентствами и крупнейшим российским продавцом телерекламы группой компаний «Видео интернешнл» (ВИ) выработать «систему, в которой будут балансировать спрос и предложение». Тогда заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров говорил, что создание системы приведет к «исчезновению представлений о том, что цену устанавливает «Видео интернешнл». ФАС предложила схему биржевой торговли, но схему работы должна была выработать рабочая группа, в которую войдут представители Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), «Русбрэнда» и Ассоциации рекламодателей. Андрей Кашеваров рассказал: в четверг на собрании рабочей группы появилось первое предложение схемы работы системы продаж, которое внес президент АКАР и генеральный директор «НТВ-медиа» Сергей Пискарев. «До 15 декабря должно быть решено, возможно или нет создание этих механизмов. Сергей Пискарев предложил свой вариант, отличный от нашей идеи биржи. Какую модель рынок примет, та и будет действовать»,- говорит Кашеваров. По его словам, главное, чтобы модели исключали «субъективный фактор установления цены». Сергей Пискарев полагает, что подробнее о его проекте системы можно будет говорить после того, как «Русбрэнд» сформулирует свое предложение (президент ТМК «Новая компания» Александр Митрошенков уточняет, что это произойдет в середине недели). По словам входящего в рабочую группу генерального директора Ассоциации рекламодателей Вадима Желнина, идея Пискарева — создать организацию, которая будет проводить аудит рынка на основе данных о ценах, полученных от агентств и рекламодателей, и на их основании представить данные о структуре ценообразования. «Проблема в том, как получить данные. Крупные рекламодатели знают, сколько платят такие же, как и они, получающие большие скидки. А цены для средних и мелких рекламодателей неизвестны. Полное представление о рынке есть у крупных агентств, но они данные разглашать не могут»,- поясняет Желнин. По его словам, в случае создания организации никто, кроме ее сотрудников, не будет знать ни источника данных, ни их значения. В ВИ говорят, что поддерживают все инициативы, направленные на «достижение прозрачности рынка». «Мы активно участвуем в обсуждениях и благодарны ФАС за то, что рынку предоставлена возможность высказываться, единственное пожелание — включить в рабочую группу представителей телеканалов. Ведь именно они хозяева продукта»,- считает PR-директор группы Антон Чаркин. Впрочем, Андрей Кашеваров говорит, что комиссия обратится к телеканалам: «Пока нам нечего предложить каналам для обсуждения. Но они не будут вне зоны дискуссий». И все же часть рекламодателей сомневаются в том, что ценообразование удастся сделать прозрачным. «В ФАС считают, что рост цен обусловлен не законом «О рекламе», а связан с непрозрачностью рынка. На самом деле все понимают, откуда берутся цены, и крупные компании все равно заинтересованы в возможности заключать специальные контракты и торговаться за скидки. Конечно, индивидуальные цены отличаются от средних, но на 10—15%, а не в несколько раз»,- говорит крупный рекламодатель. |