05.12.2006  К 2009 году региональный рынок телерекламы вырастет более чем в 2 раза

   Рекламный рынок России продолжает стремительно расти, причем в регионах темпы прироста выше, чем в столице. В 2007 году цены на рекламу в Москве вырастут на 20%, а в регионах на все 30%. Поэтому в ближайшее время многие региональные СМИ поменяют своих хозяев.
   Значительный рост регионального рынка рекламы создал ажиотаж вокруг региональных СМИ. Крупные столичные медиакомпании в последний год стали активно скупать региональные каналы и медийные активы.
   Выяснилось, что введение нового закона «О рекламе» дало именно те результаты, которые предсказывали аналитики. Сократив максимальный объем рекламного блока на центральных телеканалах, закон, вступивший в силу 1 июля 2006 года, заставил рекламодателей уходить в регионы. Еще в октябре по результатам работы в первые три месяца после появления нового закона компания «ВИ Трэнд», занимающаяся региональными продажами рекламы в группе компаний «Видео интернешнл», отмечала, что наметилось резкое изменение предпочтений рекламодателей в пользу регионального телерекламного сегмента. Это привело к постепенному перераспределению бюджетов из других рекламных секторов.
   «Многие широкомасштабные рекламные кампании крупнейших рекламодателей теперь полностью основаны на размещении на региональном телевидении», — утверждает заместитель гендиректора «ВИ Трэнд» Вадим Баранчиков. Основные рекламодатели, идущие в регионы, — это крупные торговые сети и производители товаров FMCG (fast moving consumer goods — товары повседневного спроса: напитки, продукты питания, сигареты, бытовая химия). Причиной роста спроса на региональное размещение стал еще и тот факт, что с начала года «ВИ Трэнд» начал продавать региональный рекламный эфир по пунктам рейтинга (GRP), как и на федеральных каналах.
   «Любые прогнозы в рекламном рынке — вещь неблагодарная, — сказал «Газете.Ru» вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Владимир Евстафьев. — Все зависит от стабильности политической жизни страны. Но если все будет происходить так, как идет сейчас, то увеличивать цены на рекламу в центре на 20% даже маловато». По информации АКАР, рекламный рынок сегодня прибавляет по 30% в год, и этот темп роста стабильно держится в течение четырех лет, когда медийная индустрия стала выходить из кризиса 1998 года. «Это дает основание считать, что спада рекламного рынка не будет», — считает Евстафьев. По его словам, рынок региональной рекламы сегодня растет даже больше, чем федеральный. А отсюда следует и разница в повышении цен (центр — на 20%, а регионы — на 30%), что адекватно отражает ситуацию на рынке. «СМИ стали прирастать за счет регионов, — подтверждает Евстафьев. — Такие носители, как газеты бесплатных объявлений, в Москве дали драматический обвальный спад по медийным объемам. Таким образом, они выходят на нормальный уровень, раньше они были перегреты». При этом в регионах газеты бесплатных объявлений пользуются серьезной популярностью, они постоянно демонстрируют рост продаж рекламы.
   При этом столичные рекламные расценки стали расти медленнее региональных вовсе не потому, что достигли ценового потолка. «От запредельных сумм цены в столице очень далеки, — считает Евстафьев. — Если посмотреть на расценки в развитых странах, то стоимость контакта на телеканалах у нас в разы меньше, чем во Франции, Испании, Великобритании. Еще остается солидный простор для роста, и цены будут продолжать расти».
   При этом значительный рост регионального рынка рекламы создал ажиотаж вокруг региональных СМИ. Крупные столичные медиакомпании в последний год стали активно скупать региональные каналы и медийные активы, имеющие региональную составляющую. Одна из самых громких покупок последних месяцев была совершена холдингом «Проф-медиа», который приобрел достаточно крупную региональную сеть Rambler TV и завершает сейчас покупку канала ТВ-3. Новый игрок на рынке медиабизнеса, владелец ИД «Коммерсантъ» Алишер Усманов также заинтересовался телесетями и в ближайшее время планирует завершить сделку по покупке телеканала 7ТВ.
   По мнению экспертов, многие столичные покупатели региональных сетей приобретают их именно ради доступа к рынку местной рекламы. По прогнозам анатиликов, в этой ситуации бюджеты рекламодателей на региональном ТВ будут увеличиваться. Тем более что в федеральном эфире всем места все равно не хватит.
   По прогнозам «ВИ Трэнд», оборот регионального рынка рекламы составит $840—860 млн, а к 2009 году рекламодатели потратят в регионах $1,95—2 млрд.