15.12.2006  Рекламный и туристический МСБ по-прежнему в опасности

   Принимаемый закон о туризме приведет к монополизации и переделу туристического рынка, а поправки в закон о рекламе резко изменят правила игры, что, безусловно, отрицательно скажется на развитии среднего и малого бизнеса, считает вице-президент ОПОРЫ РОССИИ, председатель комитета по вопросам антимонопольной деятельности Григорий Гуревич. Эти острые вопросы обсуждались в четверг, 14 декабря, на заседании ОПОРЫ РОССИИ в преддверии возможного утверждения Госдумой РФ законопроекта «О внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности» и рассмотрения поправок к закону «О рекламе».
   Сергей Шпилько, президент Российского союза туриндустрии, в который раз отметил, что как с экономической, так и с юридической точек зрения в принимаемом законе о туризме является нонсенсом предоставление одних и тех же финансовых гарантий в 10 млн рублей туроператорам, специализирующимся в области въездного и выездного (международного) туризма. Законопроект является дискриминационным еще и потому, что непропорциональны размеры фингарантии для крупного и малого туристического бизнеса, так как у них различен объем рынка. По его мнению, проблема заключена не в борьбе различных типов бизнеса, а в столкновении двух концепций конкурентной борьбы за потребителя. «РСТ будет стоять до конца за отмену данного варианта законопроекта», - подчеркнул С.Шпилько.
   По обсуждаемому закону "О рекламе" Владимир Величко, вице-президент Национальной рекламной ассоциации, сообщил, что все операторы рекламного рынка выступают против вносимых в него поправок. «Совершенно непонятно, зачем их вносить спустя четыре месяца после вступления в силу закона?» - недоумевает он.
   Действующим законом «О рекламе» предусмотрена заявительная система получения разрешения на установку рекламной конструкции. При этом срок действия согласия публичного собственника на присоединение рекламной конструкции не превышает 1 года. Предлагаемые законопроекты предусматривают необходимость проведения торгов для заключения договора на установку рекламной конструкции на федеральном и муниципальном имуществе и устанавливают ограничение по количеству разрешений, которые могут быть выданы одному лицу.
   По словам В.Величко, законопроекты предполагают фактическое перераспределение рекламных мест, в силу чего тысячи малых и средних операторов наружной рекламы, вложивших средства в рекламные конструкции, будут вынуждены участвовать в торгах на свои же рекламные места. В то время как раньше рекламный рынок был саморегулируемым, и конкурсы устраивались на распределение только новых мест. Большинство фирм не располагает дополнительными ресурсами, которые нужно привлечь для участия в торгах.
   По словам В.Величко, сейчас в крупнейших городах России на рекламном рынке работает около 4 тыс. операторов, а в целом по стране их вдвое больше. Максимальная доля крупнейшей из них не превышает 25% рынка. Порядка 15 компаний имеют по 2-3% доли рынка наружной рекламы. После принятия предлагаемых поправок число рекламных операторов значительно сократится, а рекламный рынок не станет прозрачнее, просто произойдет его монополизация.
   Комментируя предложения по обсуждаемым на совещании вопросам, ответственный секретарь общественно-консультативного совета ФАС РФ Тимофей Нижегородцев высказал позицию ведомства в отношении предлагаемых в законопроекте о туристической деятельности фингарантий, которые, по его словам, надо устанавливать на основе дифференцированного подхода, основанного на учете годового оборота туроператора или турагента. «Однако дифференцированная ответственность участников туристического рынка существует сейчас только как идея, ее механизм еще никем не продуман», - сказал он.
   Ситуация же на рынке наружной рекламы не находится всецело под контролем ФАС. Однако представители службы настаивают на выведении из тени коррупционных отношений между компаниями и властями: в будущем муниципальные власти должны распределять землю под рекламные конструкции только на открытых аукционах и не создавать дополнительных возможностей для доминирования отдельных представителей в этом сегменте рынка.
   В заключение заседания его участники, учитывая негативные последствия принятия законопроекта о туризме, предложили продлить срок обсуждения законопроекта до весенней сессии 2007 года, указать суммы финансовых гарантий с учетом объемов реализации услуг туроператора или стоимости путевки. Также необходимо ввести отдельным законом в качестве обеспечения финансовых гарантий обязательное страхование ответственности туроператора, предусмотреть в качестве переходного периода после опубликования закона 180 дней, а не три месяца на вступление в действие требования о наличии у туроператора финансовой гарантии, установить, что первый раз финансовая гарантия обеспечивается на срок один год и два месяца, а не как в варианте правительства – дважды в течение первого года, в том числе второй раз за два месяца до его истечения.
   По вопросу поправок в закон «О рекламе» было высказано предложение дождаться первых результатов практики применения его новой редакции и на основе их анализа рассмотреть необходимость внесения новых поправок и предложений.