25.06.2007 Майские блокбастеры не спровоцировали рекламный бум в кинотеатрах В этом году кассовые сборы российского кинопроката могут достичь отметки в полмиллиарда долларов. 25%-ный рост рынка пока обеспечивает приток денег в кинопроизводство, но не в рекламу. Объем этого сегмента в 2006 году составил $16 млн. и увеличился всего на 1%. Другие медиа, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, выросли значительнее: интернет - на 67%, телевидение - на 36%, наружная реклама - на 30%. Эксперты предполагают, что в ближайшие несколько лет ситуация на рынке кинорекламы изменится. "Причиной низкой динамики развития сектора во многом стал уход алкогольных и табачных брендов в связи с вступлением в силу закона "О рекламе", а также рост цен на основные медиа, который исчерпал рекламные бюджеты потенциальных клиентов", - считает Сергей Болотин, директор по маркетингу агентства "Синема Интернешнл". Павел Шиловский, генеральный директор "Кармен Медиа", предполагает, что за эти два года рынок все же привык к отсутствию этих категорий и индустрия подготовила новых рекламодателей. По его словам, в этом году прирост сегмента должен составить 15-20%. Развитие рынка происходит за счет прихода новых клиентов. Цены сейчас не растут и, по словам Сергея Болотина, даже "падают". Стоимость одного флайта, как правило, колеблется от $50 тыс. до $500 тыс. "В этом году в кинотеатры вышли "Связной", фармацевтические компании, банки. В кинотеатрах появилась социальная реклама", - отмечает Павел Шиловский. По словам Сергея Болотина, наибольшую активность в секторе проявляют Samsung, Sony и Nivea. "Много автомобильных брендов, парфюмерии. Относительно регулярно рекламируются туристические фирмы, операторы сотовой связи, телекоммуникационные компании, кондитеры, производители бытовой техники и сотовых телефонов", - констатирует Болотин. Традиционно основными игроками отрасли считались "Кармен Медиа", "КиноМедиа" и "Синема Интернешнл". "Кармен Медиа" - независимая структура, которой, по собственным данным, принадлежит 40% коммерческого рынка рекламы в кинотеатрах, не связанной с продажами в барах. "КиноМедиа" входит в холдинг "Каро", которому принадлежит крупнейшая сеть кинотеатров страны (122 кинозала). В начале этого года на рынок вышел и новый игрок - российское подразделение рекламного холдинга WPP с оборотом в $1 млрд. Компания выделила специальное направление по закупке рекламных площадей в кинотеатрах. По словам экспертов, пики сезона в кинорекламе приходятся на февраль-март и ноябрь-декабрь. Но в этом году сложилась нестандартная ситуация. В прокат в мае вышли сразу три голливудских блокбастера - "Человек-Паук-3", "Шрэк Третий" и "Пираты Карибского моря: На краю света", которые обещали принести астрономическую сумму российскому кинопрокату и в принципе оправдали ожидания прокатных компаний. Майские премьеры спровоцировали приход рекламных денег в сектор. Под каждый фильм, по словам Павла Шиловского, пришло в рамках сетевых контрактов по два-три новых клиента. "Но, к сожалению, локальных решений, связанных со специальными кампаниями, не было. Такое впечатление, что рынок "проснулся" только сейчас: начали поступать звонки с предложениями", - рассуждает Павел Шиловский. Тем временем в этом году осталось не так много громких премьер. В июне-июле выходят широко разрекламированные диснеевский мультик "Рататуй", пятый "Гарри Поттер" и четвертый "Крепкий орешек". И до конца года других действительно однозначно кассовых премьер не предвидится. Всплеск рекламы мог бы быть снова во время проката "Гарри Поттера" в России, но эксперты пока не наблюдают особого проявления интереса со стороны рекламодателей. По мнению Антона Ефимова, молодая целевая аудитория может сдерживать ряд клиентов, нацеленных на более взрослых людей. Сейчас можно уже начинать "продавать" рекламу под "Иронию судьбы-2". Она станет первым фильмом следующего года. По словам Павла Шиловского, который уже видел отрывки очередного кинопроекта Тимура Бекмамбетова, фильм имеет все шансы получить должное внимание зрителей и кассу, превышающую сборы второго "Дозора" ($31.9 млн.). Главная тенденция, по мнению участников рынка, сейчас определяется созданием образа кинотеатра как единого пространства для рекламной кампании. Антон Ефимов рассказывает: "Этим летом стартует несколько бюджетных кампаний, когда клиент за умеренные деньги охватывает полностью все внимание посетителя, размещая стикеры, лайтбоксы в фойе, устанавливая брендированные диваны и используя рекламу на билетах". Кроме того, агентства начали предлагать клиентам называть кинозал именем бренда. Над входом в зал размещается новая световая вывеска, а в билетах и на афишах зал упоминается под своим новым именем. Сергей Болотин считает, что самый эффективный формат комплексной кампании - это размещение роликов и проведение промоакций в фойе. Согласно разным исследованиям, запоминаемость рекламного ролика на следующий день после просмотра фильма составляет не менее 80%. По данным лондонского агентства по кинорекламе Pearl&Dean, ролик духов "Chanel N 5" в кинотеатрах вспомнили 66% зрителей, презентацию финансовых услуг банка Barclays - чуть меньше 70%, а программу мультимедийных услуг сотовой сети Orange - 86%. По данным московского агентства "Планета Информ", до 60% российских зрителей без подсказки вспоминают как минимум два рекламных ролика из демонстрации перед сеансом. Данные американской компании Arbit-ron - самой уважаемой в области предоставления информации о медиарынке - подтверждают высокую эффективность рекламы в кинотеатрах. В ее исследовании приняло участие 95 млн. американцев в возрасте от 12 лет. Согласно данным Arbitron, 66% зрителей не против рекламы в кинотеатрах. Среди подростков 12-17 лет этот показатель достигает 72%. 62% посетителей кинотеатров считают рекламу на большом экране интереснее и занимательнее телевизионной. Больше 66% зрителей, зная время начала фильма, намеренно приходят в кинозал заранее - рекламный блок их не раздражает (среди зрителей в возрасте от 12 до 24 лет этот показатель достигает 71%). ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Финансовые Известия" |