26.06.2007 Транспорт объявят зоной без алкоголя и табака Наружную рекламу алкогольных напитков и табака в метрополитене, на вокзалах и в аэропортах, внутри автобусов, а также на остановках могут запретить. Такой законопроект уже внесен в Госдуму. В настоящее время Федеральный закон «О рекламе» запрещает размещать рекламу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольных напитков, а также табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и пр.) на всех видах транспортных средств общего пользования. Формально под запрет попадают все виды транспорта - автобусы, троллейбусы, трамваи, железнодорожные вагоны и составы метро, речные и морские суда и самолеты. Но нигде не сказано, что запрещено размещать щиты любого размера с рекламой, например, сигарет хоть во всю стену вокзала или аэропорта, внутри троллейбусов, а также в переходах или на эскалаторах метрополитена. Это упущение решила исправить группа депутатов, которая внесла в Госдуму соответствующие поправки. Они предусматривают, что реклама указанных товаров «особого риска» не может размещаться не только на транспортных средствах, но и внутри, на остановочных пунктах движения общественного транспорта, а также в объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэропортах, станциях метрополитена и других подобных объектах). «Существующие ограничения на рекламу абсолютно не учитывают то, что несовершеннолетние используют общественный транспорт, находятся на остановках и на вокзалах, – уверен депутат Андрей Самошин. – В результате несовершеннолетние получают полную информацию обо всем ассортименте продаваемой алкогольной продукции, пива, табака и т.д., При этом реклама указанных объектов направлена в большей степени именно на несовершеннолетних». Рекламодатели считают сегмент наружной рекламы, которая попадает под запрет в метро, весьма крупным, но оценивают предполагаемые ограничения весьма философски: «Мы все помним времена, когда у нас в стране не было секса , – размышляет коммерческий директор одного из рекламных агентств Галина Гусева. – И что? Как показывает практика, ограничения на рекламу алкогольных напитков или пива не привели к уменьшению объемов его потребления. Нужно не просто запрещать, а доносить до граждан культуру потребления того же алкоголя». В настоящее время законопроект находится на рассмотрении у председателя Государственной думы. По заключению юристов, внесенные поправки могут рассматриваться без получения официального отзыва правительства России. Узнать мнение рекламного сообщества регламент законотворческой деятельности не предусматривает. Действующий Федеральный закон «О рекламе», вступивший в силу с 1 июля 2006 года, существенно либерализовал рынок рекламы алкоголя. До этого реклама крепких напитков (свыше 15 градусов) разрешалась только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции (то есть внутри магазинов, ресторанов и т.д.). Это ограничение, например, запрещало не только рекламу алкоголя в сети интернет, но и фактически лишало производителей и иных участников рынка права иметь корпоративные сайты. Так, размещенные на сайте компании «Веда» фотографии бутылок были расценены антимонопольным ведомством как реклама, суд признал такую рекламу ненадлежащей, обязав владельца сайта заплатить крупный штраф. |