10.08.2007  Российские рекламные агентства набирают обороты

   Российский бизнес международных рекламных агентств приносит им все больше дохода. По данным французской консалтинговой компании RECMA, в 2006 году доля российского бизнеса в обороте сетевых медиаагентств составила в среднем 1,5%, что сопоставимо с показателями Франции и Испании. Рекордсменом стало российское представительство агентства Vizeum, доля которого в обороте сети достигла 6,6%.
   В распоряжении Ъ оказался рейтинг крупнейших российских агентств по закупкам рекламы за 2006 год, составленный консалтинговой компанией RECMA, самого авторитетного эксперта в мировой рекламе. Этот рейтинг -- часть глобального отчета компании, где анализируются обороты агентств в 48 странах. Компания ранжирует агентства по размеру обслуживаемых ими рекламных бюджетов.
   При оценке оборотов российских агентств RECMA базировалась на их клиентских листах и данных TNS Gallup AdFact по затратам 200 крупнейших российских рекламодателей. Затем клиентские бюджеты были пересчитаны с учетом средних скидок на ТВ (70%), на радио и в кинотеатрах (45%), а также в прессе (35%). Полученные обороты сравниваются с результатами рейтинга Ъ и журнала "Индустрия рекламы" за 2005 год.
   В этом году RECMA, изучающая российский рынок с 2002 года, назвала обороты 23 российских агентств. Лидером рейтинга стало агентство Starcom (входит в группу Publicis Groupe Media) с оборотом $309 млн (+42% к 2005 году), второе место -- у MediaVest, другого агентства Publicis с оборотом $227 млн (вдвое выше, чем в 2005 году). Третью строчку занимает агентство Initiative, входящее в группу АДВ ($205 млн, +19%).
   Гендиректор агентства PHD (BBDO Russia Group) Елена Чижова отмечает, что рейтинг RECMA позволяет анализировать расстановку сил на рынке. По словам замгендиректора группы Aegis Media Андрея Брайовича, оценка RECMA оборота входящих в группу агентств Vizeum и Carat "выглядят адекватной", хотя обороты конкурентов ему кажутся завышенными. Тем не менее он считает, что "в целом расстановка агентств справедливая".
   Президент Starcom MediaVest Group Сергей Белоглазов объясняет рост оборотов Starcom и MediaVest появлением новых клиентов. В 2005 году MediaVest получило бюджеты Avon (по экспертным оценкам, около $30 млн) и "Вымпелкома" ($33 млн), а Starcom -- LG (более $40 млн) и Gilette ($30 млн).
   Господин Белоглазов отмечает, что российский бизнес приносит международным рекламным сетям все более заметную долю оборота. Из данных RECMA следует, что в среднем российские представительства сетей обеспечили им в 2006 году 1,5% оборота. "Если отбросить крупную долю США, то вклад России в оборот сетей будет на уровне других европейских стран",-- убежден господин Белоглазов. По данным агентства ZenithOptimedia, доля США на мировом рекламном рынке в 2006 году превысила 40%, доля Франции -- 3%, Испании -- 2%, Нидерландов -- 1%.
   Наибольший вклад в оборот своей сети, по данным RECMA, в 2006 году внес российский офис Vizeum -- его доля достигла 6,6%. Андрей Брайович объясняет это тем, что "в России Vizeum развивается гораздо успешнее, чем сеть в целом". В 2006 году российский Vizeum, в частности, получил бюджеты Tele2 ($20 млн) и "Лебедянского" ($20 млн). Представители нескольких конкурирующих рекламных групп не исключают, что российский Vizeum специально "накачивают клиентами" в преддверии продажи агентства. Британская Aegis Group, уже владеющая 63% акций агентства, до 2009 года планирует выкупить оставшиеся 37% у топ-менеджеров. Сумма сделки составит ?16 млн при достижении агентством определенных финансовых показателей, говорилось в сообщении Aegis Group, посвященном сделке. "Успехи российского Vizeum и его покупка никак между собой не связаны. Группа уделяет не меньшее внимание и нашему второму агентству -- Carat",-- уверяет господин Брайович.