31.10.2007  Повышение имиджа России - дело всех заинтересованных сторон

   30 октября в ИА «Росбалт» прошло заседание дискуссионного клуба на тему «Имидж все? Инвестиционный потенциал и имидж России» с участием представителей российских министерств, руководителей крупнейших бизнес-ассоциаций и ведущих PR-компаний.
   В ходе дискуссии выяснилось единодушие по вопросу необходимости продвижения имиджа России за рубежом для привлечения инвестиций в развитие экономики.
   Как подчеркивали эксперты, в рыночной экономике все ведущие страны конкурируют друг с другом, в том числе в продвижении имиджа государства. Так, в США и Франции действуют соответствующие программы. Поэтому России, чтобы не отстать от ведущих игроков, необходима грамотная политика на государственном уровне, направленная на улучшение имиджа страны. Однако участники дискуссии не согласились с предложениями МЭРТ продвигать эту идею на уровне одного министерства за счет принятия соответствующей программы.
   Как сообщил начальник отдела развития и инновационного климата МЭРТ Михаил Ан, министерство экономического развития и торговли РФ подготовило и направило в правительство концепцию «Программы улучшения инвестиционного имиджа России за рубежом». Специалисты Минэкономразвития считают, что имидж России в глазах зарубежных инвесторов не соответствует реальному инвестиционному климату. Программа предлагает ряд мер, направленных на улучшение инвестиционного имиджа России за рубежом и продвижение национальных и региональных российских брендов.
   Кроме того, программа направлена на привлечение иностранных инвесторов, которые пока мало представлены на российском рынке. Как отметил М. Ан, ссылаясь на данные исследований, отношение инвесторов, уже работающих в России, значительно лучше, чем у потенциальных инвесторов. Но для обеспечения дополнительного объема качественных и долгосрочных инвестиций необходимо изменить негативный настрой именно этой группы инвесторов. С этой целью вместо существующих разрозненных региональных банков инвестиционных проектов МЭРТ предлагает создать единую информационную базу, способную предоставлять всеобъемлющую информацию по всем проектам для потенциальных инвесторов. Планируется также выделение средств на рекламный бюджет страны в рамках этой программы.
   Начальник отдела стратегического планирования Министерства промышленности и энергетики РФ Василий Такмаков отметил, что проблема продвижения имиджа России существует, однако в Минпромэнерго считают, что назрела необходимость координации на государственном уровне всех действий, направленных на повышение имиджа России, которые сегодня проводятся на различных бизнес-площадках. Однако в концепции нет глубокого анализа ситуации в географическом разрезе и на уровне отдельных отраслей и крупных корпораций. Кроме того, В. Такмаков отметил, что необходимо отслеживать и анализировать, как работают коммуникационные каналы связи с инвесторами, как они воспринимают поступающую информацию об инвестпроектах от крупнейших российских информационных агентств, а также полпредств.
   Кроме того, в Минпромэнерго считают, что необходимо представить Россию не просто как объект для вложения любых инвестиций, но как площадку для инвестиций, направленых на инновационное развитие.
   Начальник отдела по связям с общественностью и СМИ Министерства финансов РФ Андрей Сайко внес свою долю критики предложенной концепции улучшения инвестиционного имиджа страны. По его словам, концепция должна максимально учитывать региональный аспект, так как именно от профессионализма власти на местах во многом зависит общее представление о предпринимательском климате в России. Однако, по словам А. Сайко, именно этого профессионализма не хватает: например многие регионы не в состоянии освоить выделяемые бюджетные средства на программы развития. «В регионах нет понимания, что для того чтобы сдвинуть экономические проблемы, необходимо начать работать. Но там, где активно идет работа, результаты весьма существенны», - пояснил представитель Минфина.
   Он также предостерег участников дискуссии от попыток поднимать имидж страны и регионов на основании плана или жестко насаждая идею. «Эта работа требует структурированного подхода и обоснованной доказательной базы», - заключил А. Сайко.
   Его позицию поддержал генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации (ММБА) Александр Борисов, который отметил, что не поддерживает «плановое» продвижение имиджа России. «В этом случае в погоне за укреплением авторитета страны есть опасность скатиться на уровень политбюро времен застоя, когда по концепции Суслова вкладывались грандиозные средства на поддержку желаемого, а не реального имиджа страны. В условиях нынешней открытости невозможно показать миру то, чего нет, эти методы не пройдут», - заверил глава ММБА.
   Он также отметил, что бизнес озаботился проблемой продвижения имиджа России значительно раньше, чем МЭРТ. Тем не менее, ссылаясь на анализ итогов проводимых за рубежом инвестиционных форумов, можно констатировать, что Россию очень мало знают за границей, к тому же у разных инвесторов есть разные способы работы. Например, крупные компании, работающие по всему миру, намеренно принижают репутацию страны, чтобы не вызвать приток конкурентов на локальный рынок. Существуют и такие инвесторы, которым вроде бы и интересен рынок России, но они не будут здесь работать ни при каких условиях. Поэтому основные усилия нужно направить на инвесторов, которые собираются работать в России, но сомневаются и опасаются. Развеять эти опасения очень важно. «Но самое главное – помнить, что инвестиции вкладываются в конкретные регионы. Поэтому необходимо менять менталитет региональных руководителей, распространять лучший региональный опыт», - заявил А. Борисов.
   Генеральный директор «ИМИДЖ-Контакт» Виктор Гафт признал, что МЭРТ поднимает очень важную проблему. Однако он считает посыл министерства не совсем правильным. «Мы должны заниматься продвижением имиджа России, но желание МЭРТ привести в соответствие представление о России с реальным состоянием возможностей российской экономики невыполнимо. Реальное представление – это субъективное впечатление о стране отдельного инвестора. Поэтому важно отделить реальные проблемы от придуманных», - пояснил В. Гафт.
   Он считает, что укрепление имиджа - реальная задача, и решать ее нужно исходя из реалий. «Суслову было проще, он мог работать над имиджем, не отталкиваясь от реалий. Но мы должны понимать, какие страны являются нашими потенциальными конкурентами, и объективно оценивать свои возможности. Для этого нужно проводить специальные исследования, но мы не научились быть грамотными заказчиками исследований, не умеем формулировать набор проблем. Это относится и к МЭРТ, построившему концепцию на опросе 100 инвесторов, работающих в России - их вложения в экономику РФ составляют всего 0,1% от общей прибыли. Как можно в такой ситуации делать вывод относительно риска ведения бизнеса в России?» - удивился эксперт.
   Он считает, что при работе над имиджем главное - не допустить роковую ошибку, выдавая «желаемое за действительное».
   В заключение участники дискуссии сошлись во мнении, что продвижением имиджа России должно заниматься специально учрежденное ведомство, которое по сути будет выполнять роль «министерства пропаганды». Но чтобы не отпугивать инвесторов, назвать его, например, агентством по конкуренции. При этом новый орган должен компилировать усилия всех федеральных министерств и ведомств, региональных властей и частных и государственных компаний, так как все эти структуры - каждая на своем уровне - в той или иной мере несут ответственность за продвижение имиджа России. И главное, как считают эксперты, такое деликатное дело, как продвижение имиджа страны за рубежом, не стоит отдавать в руки международных PR-агентств, тем более, что в последние годы в России не наблюдается дефицита собственных специалистов в этой области.
   ИА "Альянс Медиа"