11.11.2007  Контекстная реклама скоро достигнет пика

   Контекстная реклама, обогнав медийную в прошлом году, продолжила наращивать свою долю за счет массового притока представителей малого и среднего бизнеса. Но, по мнению ряда специалистов, контекст уже достиг пика и в дальнейшем его доля будет снижаться, уступая новым видам онлайн-рекламы.
   В I полугодии 2007 года объем рынка интернет-рекламы в России достиг $151 млн. Рост за отчетный период превысил 52%. На долю контекстной рекламы пришлось 58% расходов компаний на рекламу в Сети (около $88 млн.), а объем затрат на медийную рекламу, соответственно, составил $63 млн. Такие данные Ассоциации коммуникационных агентств России приводит в своем исследовании Discovery Research Group. По информации того же источника, за весь 2006 год российский бизнес потратил на рекламу в интернете $210 млн., из них $110 млн. - на контекстную рекламу. Доля онлайн-рекламы составила 3% от общего объема рекламного рынка России.
   Как прогнозируют специалисты инвестиционной группы "Атон", в 2007 году доля интернет-рекламы вырастет до 3,7%, объем рынка составит $300 млн. Ожидается, что в 2008 году эта доля составит 4,9% ($500 млн.). В 2008 году интернет-реклама в России обгонит радийную, на долю которой придется 4,8% рекламных затрат, и вплотную приблизится по доле общих расходов всех компаний на рекламу к рекламе в газетах (5,1%). В 2010 году доля интернет-рекламы ожидается на уровне 7,5% ($1 млрд.), в 2015 году - 10% ($2,1 млрд.). Контекстная реклама сегодня составляет около 55% всего рынка интернет-рекламы в России - это наиболее активно растущий сектор, отмечают аналитики. "Тенденцией последних лет было удвоение сегмента контекстной рекламы, - говорит Дмитрий Чистов, директор по внешним связям компании "Бегун".
   Другого мнения придерживается генеральный директор рекламного агентства "Роквел" Сергей Шкарупа. По его мнению, контекстная реклама достигла своего пика и ее доля в ближайшие два года будет неуклонно снижаться. "Контекст уже начинает надоедать аудитории, многих раздражает его система кликов, к тому же, играет свою роль ценовая политика "Яндекса", "Рамблера" и "Бегуна", - считает Сергей Шкарупа. - Вообще, этот рынок сильно перегрет: когда высока конкуренция - спад неминуем. Следующий год станет переломным для контекстной рекламы, скорее всего, сегмент начнет видоизменяться в ближайшее время". Эксперты солидарны в том, что интернет-реклама продолжит забирать клиентов у телевидения. "Цены на телевизионную рекламу в следующем году могут вырасти на 50-80%, о чем свидетельствует поведение такого игрока, как Video International, - рассказывает Дмитрий Чистов. - Это лишний повод компаниям обратить внимание на Интернет".
   Большинство специалистов ожидают большего внимания к рынку интернет-рекламы крупнейших FMCG-брендов (производители товаров народного потребления). В 2006 году FMCG-бренды только пробовали использовать интернет-рекламу в своих медиа-миксах, на которые пришлось лишь 9% всех доходов от размещения рекламы в Сети. Ожидается, что по итогам 2007 года доля FMCG в онлайн-рекламе вырастет до 12%. В секторе IT расходы на онлайновую рекламу уже составляют 15-20% совокупных рекламных бюджетов, в телекоме—12-15%, в автомобильном секторе—10%. В будущем ведущими интернет-рекламодателями станут автодилеры и автопроизводители (на них придется 18% всех измеряемых баннеропоказов), телекоммуникационные компании (15%) и сектор финансовых услуг (13%).