19.11.2007  Клиенты московских компаний избалованы бизнес-подарками

   Практика использования сувениров в рекламных целях прочно вошла в повседневную жизнь многих современных организаций. Любое изделие с логотипом компании является одним из способов обратить на себя внимание, напомнить о себе потребителям и партнерам по бизнесу, поздравить сотрудников со знаменательным событием, проявить свою лояльность и т. д. Оценить емкость рынка сувенирной продукции сложно. Разброс экспертных оценок велик - от $150 до 500 млн, при темпе роста порядка 15%. Наиболее емким региональным сегментом рынка является Москва, на долю которой приходится до 70%. Как показал опрос директоров по маркетингу, менеджеров по рекламе, PR-менеджеров крупных и средних компаний, проведенный агентством Symbol-Marketing, на покупку сувениров столичные компании в среднем затрачивают 5–15% годового рекламного бюджета. Практика обмена подарками между организациями в преддверии таких праздников, как Новый Год, 8 марта и т. д., прочно вошла в современный бизнес этикет. Эту практику подтверждают и результаты проведенного исследования. Так, большая часть сувенирных расходов компаний уходит на подарки партнерам по бизнесу и клиентам, составляющие 50% общих затрат.
   Сегодня на рынке представлен широкий перечень сувенирной продукции (по формам и стоимости). В большинстве случаев выбираются недорогие изделия (стоимостью менее $10). Наибольшей популярностью среди организаций пользуются канцелярские принадлежности (что их чаще всего приобретают, ответили 59% опрошенных компаний), одежда и аксессуары (кепки, зонтики и пр.) - 15%, мелкая сувенирная продукция (брелоки, значки, зажигалки и т. п.) - 14%, а также бизнес-аксессуары (12%).
   Популярность фирменных подарков объясняется несколькими причинами. Во-первых, сувениры способствуют повышению лояльности сотрудников, партнеров по бизнесу, клиентов и пр. Во-вторых, подарки с фирменной символикой стали одним из обязательных составляющих имиджа компании. Получатели подарка учитывают многое - форму, стоимость, оригинальность подарка и прочее. Как отмечают эксперты, вслед за развитием корпоративной культуры и ростом популярности непрямых методов рекламы, интерес к фирменным сувенирам в дальнейшем будет увеличиваться.