06.12.2007 Эксклюзивный подход на московском сувенирном рынке не востребован Сувенирный бизнес имеет более чем вековую историю, зародившись в США в первой половине ХIХ века. И сегодня США считаются наиболее емким мировым сегментом (его объем эксперты оценивают в $20 млрд). Западные компании расходуют на покупку подарков с фирменной символикой в среднем 20-40% годового рекламного бюджета. Между тем, в России культура бизнес-сувениров только формируется. По оценкам экспертов, объем российского рынка сувенирной продукции составляет порядка $150-500 млн. Российские компании отводят на покупку сувениров лишь 6-10% средств, выделенных на рекламу. Более того, в некоторых компаниях такая практика вообще отсутствует. Использование сувениров в рекламных целях относится к числу непрямых методов рекламы. Практика пришла с запада, поэтому понимание фирменных подарков только начинает формироваться. Крупнейшим потребителем сувенирной продукции является Москва. (Как показал опрос директоров по маркетингу, менеджеров по рекламе, PR-менеджеров столичных компаний (высшего и среднего звена), проведенный агентством Symbol-Marketing, расходы на покупку сувениров составляют в среднем 5-15% годового бюджета, выделяемого на рекламу.) Как отмечалось ранее, российский рекламно-сувенирный рынок относительно молод, однако, уровень конкуренции между поставщиками (производителями) сувениров характеризуется как высокий. Сувенирная индустрия насчитывает порядка 2-3,5 тыс игроков. По данным экспертов, за год этот показатель увеличивается на 10%. В Москве в настоящий момент работают примерно 250 игроков. В условиях имеющегося разнообразия компаний-производителей и поставщиков фирменных подарков, наиболее важными факторами становятся цена, качество предлагаемой продукции и сроки выполнения заказа. Многие поставщики и производители сувениров предлагают как стандартный, так и эксклюзивный ассортимент. Как показало исследование, в большей степени среди московских заказчиков востребован первый вариант: при выборе продукции каталогами пользуются 85% опрошенных компаний. |