11.12.2007  Соц-дем таргетинг от Яндекса

   Холдинг "Яндекс" тестирует систему социально-демографического таргетинга интернет-рекламы, и возможно, к весне 2008 года сможет предложить рекламодателям готовый продукт.
   На данный момент основной доход, который приносят социальные сети, поступает от продажи их доли инвесторам. "Яндекс" в марте этого года приобрел Moikrug.ru (более 1 млн зарегистрированных пользователей) за $2-5 млн, по экспертным оценкам. Odnoklassniki.ru (6 млн пользователей) обошлись латвийской компании Forticom дороже -- осенью 2007 года она приобрела 30% сети примерно за $10 млн, подсчитали аналитики. Однако, как будут окупаться вложения, покупатели сказать не могут.
   О том, что холдинг тестирует систему соц-дем таргетинга, рассказала главный редактор "Яндекса" Елена Колмановская: "Не могу точно сказать, когда завершится тестирование. Полагаю, что уже к весне 2008 года мы сможем предложить рекламодателям внятный рекламный продукт". Таргетинг (от англ. target -- "цель") позволяет показывать рекламу определенных товаров потенциально заинтересованным в этих товарах группам населения. Таргетинг можно делать по географическому местонахождению, половому признаку, возрасту, социальному статусу и др. Социально-демографический таргетинг позволяет, к примеру, показывать рекламу спортивных автомобилей только взрослым мужчинам.
   Коммерческий директор "Яндекса" Алексей Третьяков на конференции Brand Online заявил, что компания близка к подписанию соглашений с социальными сетями о доступе к информации их пользователей. Сейчас рекламная система "Яндекс.Директ" таргетирует рекламу по поисковым запросам (так называемая контекстная реклама: если вы, к примеру, часто запрашивали в "Яндексе" информацию о телевизорах, то вам будут показывать рекламу именно этого товара), а с помощью соцсетей будет -- по полу и возрасту.
   Для этого на компьютеры пользователей социальных сетей будет записываться так называемый файл cookie (позволяет владельцам других сайтов идентифицировать пользователя при посещении их сайта), который будет содержать информацию о поле и возрасте пользователя. Этот файл будет передавать хранящуюся информацию рекламной сети "Яндекса".
   Представитель соцсети Vkontakte.ru Павел Дуров отрицает переговоры с "Яндексом". Но руководитель проекта Odnoklassniki.ru Альберт Попков подтвердил их. "'Яндекс' предлагал заменить собой систему контекстной рекламы Google AdSense, которой мы пользуемся. Но пока российский портал не сделал интересного предложения",-- уточнил господин Попков. По его словам, уже в конце года массовый таргетинг, основанный на половой принадлежности и возрасте пользователей, может начаться для рекламы, размещаемой на самом сайте Odnoklassniki.ru.
   Сколько может стоить "Яндексу" информация о пользователях Odnoklassniki.ru, господин Попков не смог даже предположить -- прецедентов продажи такой информации пока не было. На разработку системы таргетирования "Яндекс" мог потратить до $2 млн, предположил гендиректор Happy Web Makers Станислав Борисов. Таргетированная даже по запросам пользователей реклама продается сейчас на "Яндексе" в два раза дороже обычной -- от 75 тыс. руб. до 1,65 млн руб. за пакет в зависимости от количества показов (минимум -- 5 млн в день, максимум -- 150 млн в неделю).
   Директор по инвестициям венчурного фонда ABRT Николай Митюшин напомнил, что американский Facebook.com тоже объявил о создании собственной рекламной сети с возможностью социально-демографического таргетинга. По какой бы рекламной модели ни пошли социальные сети, спрос на таргетированную рекламу быстро увеличивается, добавляет председатель правления IMHO VI Арсен Ревазов. "Сложно сказать, насколько таргетинг ускорит рост рынка контекстной рекламы. Мы ожидаем, что в следующем году объем контекстной рекламы увеличится как минимум на 50%",-- рассказал господин Ревазов. По оценке Mindshare Interaction, объем рынка контекстной рекламы в 2007 году составит около $260 млн.