25.12.2007 Как создать корпоративный культурный брэнд региона Корпоративная культура региональных сообществ является важным элементом инвестиционной привлекательности того или иного региона. Уровень культуры определяет в преобладающей степени конкурентную способность региональных сообществ "притягивать" ограниченные ресурсы и, прежде всего, денежные средства. Следовательно, формирование корпоративного культурного брэнда должно быть основано на самых передовых и эффективных методах управления. Региональное сообщество - это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является корпоративная культура (отношения между людьми, между предприятиями, какие устойчивые нормы и принципы они разделяют; как выстраиваются отношения в системе "власть-бизнес-государство"). Носителями корпоративной региональной культуры является население. Так как культура играет важную роль в жизни региона, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства региона. Идея развития корпоративной культуры регионального сообщества заключается прежде всего в создании качественной среды обитания для людей, живущих и работающих в регионе. Эффективная культура предполагает также формирование духовного имиджа региона, создание интеллектуального регионального брэнда, отражающего историческую и культурную специфику территории. Корпоративную культуру региональных сообществ условно можно разделить на поверхностный и глубинный слой. Поверхностный слой - это удобство жизни, архитектура и дизайн пространства, чистота, экологичность и уровень развития транспорта, культура ЖКХ и обыденных форм жизни, эстетика и уровень качества жизнедеятельности населения и т.п. Глубинный слой - это потенциал его развития, предполагающий не только конкретные результаты, но и новые направления деятельности, такие как внедрение новых бизнес-процессов, повышение производительности имеющихся производств и т.п. Важнейшим элементом развития корпоративной культуры региональных сообществ является стратегическое маркетинговое планирование. Маркетинг региона рассматривается как элемент местной экономической политики, связанный с созданием имиджа и привлечением инвестиций. Его также можно представить как "искусство продажи" региона жителям, хозяйствующим субъектам, инвесторам и т. д. При этом необходимой частью экономической политики является план продвижения региона - это своего рода система действий, направленных на долговременное поддержание конкурентных преимуществ территории. Такой план является одним из наиболее эффективных методов управления социально-экономическим развитием территории. В целом процесс продвижения региона может быть следующим. На первом этапе должны быть определены цели продвижения регионов. Они могут быть примерно следующими: привлечение в округ новых предприятий и бизнесменов; формирование положительного имиджа региона; формирование благоприятного хозяйственного климата; привлечение инвестиционных ресурсов; создание новых рабочих мест; улучшение эстетического вида регионов; укрепление экономики региона в целом и т.п. На втором этапе разрабатывается коммуникационная стратегия. Для разработки коммуникационной стратегии рекомендуется один из наиболее эффективных видов маркетинговых коммуникаций - public relations (связи с общественностью). К основным функциям public relations относятся: сбор информации о мнениях, отношениях и поведении общественности; анализ влияния политики, процедур и действий местной администрации на общественность. Для этого можно использовать различные методы изучения общественного мнения. Важным направлением в продвижении регионов является работа со СМИ. Главный принцип такой работы - правдивое информирование общественности обо всем, что происходит в регионе. Кроме разработки коммуникационной стратегии план продвижения региона предполагает и другие направления деятельности, особое место среди которых занимает формирование благоприятного имиджа. Суть данной работы заключается в формировании и распространении благоприятного образа региона и в поддержании положительного отношения к нему со стороны инвесторов (как российских, так и иностранных), населения других регионов, государственных структур, а также со стороны зарубежных стран. При формировании имиджа регионов рекомендуется использовать так называемый "репутационный менеджмент", под которым понимается постоянный процесс, нацеленный на формирование репутации, поддержание репутации и ее защиту. Репутационный менеджмент в региональном аспекте должен включать следующие направления: 1) Разработка механизма принятия решений, касающихся общерегиональных проблем (с учетом мнения общественности). 2) Формирование отношений с малым и средним бизнесом (создание агентств развития и бизнес-инкубаторов, консалтинговых фирм по поддержке малого и среднего бизнеса, установления местных налоговых льгот и т. п.). Всесторонняя поддержка малых и средних предприятий оказывает благоприятное воздействие на репутацию регионов и часто в корне меняет отношение к нему со стороны инвесторов. 3) Разработка программ, нацеленных на повышение качества жизни в регионе. Во-первых, к ним относятся жилищные программы, реализация которых способствует обеспечению жильем различных социальных групп населения. Во-вторых, улучшению качества жизни способствуют программы развития сферы образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта. Также критерием качества жизни в регионе является безопасность, поэтому для его хорошей репутации должен быть обеспечен определенный уровень безопасности. 4) Развитие инфраструктуры (широкой транспортной сети, средств связи, инвестиционных фондов, фирм, оказывающих консалтинговые, аудиторские, рекламные, информационные, правовые, банковские, страховые, лизинговые услуги). Другим направлением продвижения регионов является формирование благоприятного инвестиционного климата, критерии оценки которого приведены в таблице. Таким образом, для формирования корпоративной культуры региональных образований необходима осознанная интеллектуально-практическая деятельность. И начинать эту работу целесообразно с выработки "поля идей", маркетинга региона, создания благоприятного инвестиционного климата и положительного имиджа региона. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Биржа" |