21.02.2008  Конфедерация потребителей оспаривает законность рекламы сигарет в метро

   Международная Конфедерация обществ потребителей (КонфОП) оспаривает законность рекламы сигарет в метро. Беспрецедентная практика безадресной рекламы сигарет оспаривается КонфОП в Федеральной антимонопольной службе РФ.
   Соответствующее заявление о возбуждении административного производства по признакам нарушения законодательства о рекламе было подано в отношении транснациональных компаний Philip Morris и British American Tobacco.
   Данные компании, несмотря на существующие ограничения в отношении рекламы табачных изделий, не позволяющие размещать рекламу на конструктивных элементах зданий, сооружений (в частности - станций московского метрополитена), а также адресовать рекламу сигарет несовершеннолетним, используют инфраструктуру метрополитена для рекламы сигарет. Ежедневно московский метрополитен перевозит более 8 миллионов пассажиров, включая сотни тысяч детей и подростков.
   Создаваемые и тиражируемые образы о том, что курильщик является «сильным духом» или обладает «абсолютной гармонией вкуса» продвигают курение как важный фактор достижения личного успеха или общественного признания, что нарушает требования ст. 23 Закона о рекламе.
   По мнению Председателя правления КонфОП Дмитрия Янина: «Вытесняемые из развитых стран табачные компании используют любые возможности для осуществления вовлечения в число курильщиков все новых потребителей в нашей стране. Именно так мы расцениваем практику рекламы сигарет в метро».
   Несмотря на заявление властей о важности проведения мероприятий по сокращению числа смертей связанных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком легких, гортани - в РФ отсутствует политика, направленная на сокращение уровня употребления табака. Об этом свидетельствует затягивание принятия полного запрета на рекламу табачных изделий в РФ, низкие акцизы, невнятные предупредительные надписи о вреде курения на российских пачках сигарет.
   По данным доклада Всемирной организации здравоохранения, опубликованном в начале февраля 2008 года, в РФ самый высокий в мире процент курящих мужчин старше 18 лет - 70,2%, причем ежедневно курят 65% российских мужчин. Данные ВОЗ о курении женщин в нашей стране также вызывают тревогу: 23,2% российских женщин подвержены табачной зависимости, ежедневно в РФ курят 18,9% женщин. Особое внимание в докладе ВОЗ уделено курению подрастающего поколения. Статистика ежедневного употребления сигарет в этой группе удручает: почти треть (26,9%) мальчиков и 23,9% девочек в возрасте 13-15 лет ежедневно курят.
   КонфОП надеется, что рекламная активность вышеназванных компаний будет ограничена ФАС РФ в течение ближайших 2-3 месяцев.