05.03.2008  Рынок интернет-рекламы в России вырос в два раза

   Рынок интернет-рекламы в Рунете за прошлый год превысил отметку в $400 млн. и занял примерно 4% от суммарного объема медиарекламы. В ходе интернет-конференции, организованной компанией "Финам", руководитель отдела исследований компании SUP Борис Овчинников отметил, что с учетом тенденций прошлых лет и объема рынка за 2007 год в $400 млн. или чуть больше, в 2008 году можно рассчитывать на рост в 60-70%.
   Российский рынок интернет-рекламы в 2007 году с лихвой оправдал самые смелые прошлогодние ожидания. Специалисты теперь оценивают его в $400-450 млн., хотя по итогам первого полугодия большинство из них прогнозировали итоговый объем в $300 млн. В 2006 году российский бизнес потратил на онлайн-рекламу около $210 млн. (в том числе на контекстную около $110 млн.), так что можно в очередной раз говорить об удвоении рынка.
   В ходе интернет-конференции, организованной компанией "Финам", руководитель отдела исследований компании SUP Борис Овчинников отметил, что с учетом тенденций прошлых лет и объема рынка за 2007 год в $400 млн. или чуть больше, в 2008 году можно рассчитывать на рост в 60-70%. Причем эксперт назвал эту оценку консервативной. Исполнительный директор холдинга eHouse Владислав Улендеев ожидает динамику в 50-60% (при оценке рынка 2007 году в $400-450 млн.). По мнению гендиректора компании TNS Gallup AdFact Руслана Тагиева, медийная интернет-реклама сегодня занимает около 2,5% от общего объема медиа-размещений, а с учетом контекстного сегмента цифра увеличивается до 4%.
   Алексей Басов, генеральный директор компании "Бегун", оценивает прошлогодний рынок контекстной рекламы в $210 млн., и предполагает, что тенденция к ежегодному удвоению этого направления сохранится, по меньшей мере, еще два-три года. "При этом замедление роста "контекста", которое мы наблюдаем, является вполне естественным этапом в развитии сегмента, - говорит Басов. - В начале своего развития рынку достаточно легко показывать колоссальные темпы роста, но с достижением серьезных объемов сохранять прежнюю динамику становится все сложнее". По его словам, мы будем наблюдать замедление темпов роста рынка контекстной рекламы, при этом она продолжит наращивать долю в общем обороте интернет-рекламы. "Связано это с тем, что медийную рекламу, как правило, используют крупные компании, при этом она составляет лишь часть общего рекламного бюджета – среди прочих рекламных носителей (ТВ, радио, печатные издания, наружная реклама), - поясняет руководитель "Бегуна". - Для колоссального же количества компаний малого и среднего бизнеса контекстная реклама зачастую является единственным доступным каналом продаж. Поэтому ее доля в общем обороте интернет-рекламы будет расти".
   Директор по исследованиям Mail.ru Федор Вирин считает, что пониженное по сравнению с оффлайновыми медиа давление конкуренции за внимание пользователя будет способствовать дальнейшему увеличению доли медийной интернет-рекламы в общих затратах заказчиков. На самом деле, денег в сегменте и сейчас больше заявленного — в большинстве нынешних оценок учитывается только само размещение, без креатива, поисковой оптимизации и т.д. По оценкам экспертов, эти расходы достигают несколько десятков процентов от цены рекламы.
   Деньги в Интернет приходят и по другим каналам. "Что касается отношений с бизнесом, то в непосредственной близости от рекламы находятся услуги по PR-поддержке заказчика и проведению маркетинговых акций, — рассказывает Овчинников из SUP. — Также развивается сервисное направление, в частности, многие компании пытаются решать кадровую проблему с помощью тех услуг по поиску и подбору кадров, которые предоставляют онлайновые сервисы по трудоустройству. Ну а частным пользователям Веб предлагает массу возможностей - от платных аккаунтов и SMS-служб до покупки ПО и цифрового контента".
   В целом дать количественную оценку "нерекламным доходам" специалисты дать затрудняются. В беседе с корреспондентом CNews Борис Овчинников заметил, что развитие пользовательских направлений сдерживается отсутствием у российской аудитории привычки к покупкам онлайновых товаров и услуг и настороженное из-за вопросов безопасности отношение к сетевым платежам.
   Что касается модели AdSense for video от Google, то эксперты пока не очень оптимистично оценивают ее перспективы. "Это далеко не первый эксперимент Google, который мы видим, и, я думаю, что пока данная модель не показала своей жизнеспособности, говорить о ее перспективах преждевременно, - считает Алексей Басов из "Бегуна". - Мы неоднократно были свидетелями того, как успешные на Западе бизнес-модели не смогли реализовать себя на российском рынке. Даже в том случае, если модель заработает, она не получит быстрого распространения и столкнется с конкурирующими игроками, в том числе, национальными”.