02.06.2008  КОМКОН подготовила обзор потребительского поведения

   Компания КОМКОН представляет обзор ключевых трендов потребительского поведения TrendTracker 2008. В отчете отражены основные демографические, экономические, социальные, культурные и технологические тенденции российского рынка и наиболее значимые перемены в поведении потребителей.
   Изменения, происходящие в настоящее время в российском обществе, очень велики: политические перемены, напряженная демографическая ситуация, рост экономики и ускорение инфляции, смена культурных парадигм, конкуренция технологий – все это формирует новую бизнес-среду. Осознание происходящих изменений позволяет понять, несут ли они благоприятные маркетинговые возможности или представляют собой угрозу для жизнеспособности компании и ее брендов.
   Низкая рождаемость в сочетании с ростом продолжительности жизни приводит к постепенному старению населения страны. Уже сегодня каждый пятый житель России – старше трудоспособного возраста. Эта тенденция не может не оказывать заметного влияния на маркетинг производителей товаров и услуг – люди старшего возраста год от года становятся все более экономически и социально значимой группой.
   Личный доход россиян в группе 55-64 лет на 18% меньше среднего дохода взрослого населения в целом. Стремление избежать падения уровня жизни приводит к возвращению людей старшего возраста на рынок труда. В 2007 г. доля работающих людей старше 55 лет составила 36% по сравнению с 22% по состоянию на 2001 г.
   Уровень экономической занятости растет не только среди людей старшего возраста, но и среди молодых – в возрастной группе 16-24 лет доля занятых выросла с 44% в 2001 г. до 52% в 2007 г.
   Темпы экономического роста в России по-прежнему высоки, однако в 2007 г. уровень инфляции значительно превысил прогнозные значения. Бурное развитие кредитования вызывает существенный рост спроса, но в дальнейшем необходимость выплат по кредитам может привести к сокращению реального дохода. Сейчас внутренний спрос в стране растет быстрее, чем экономика в целом, и разрыв покрывается за счет интенсивного расширения импорта.
   Рост занятости, продолжительности рабочего дня, и, как следствие, острая нехватка свободного времени становится определяющей тенденцией стиля жизни россиян. Активное стремление сэкономить время, освободив его для отдыха, предоставляет благоприятные возможности для широкого спектра товаров и услуг, рассчитанных на занятых людей.
   Развитие технологий также вызывает разрушение привычных реалий. Массовое распространение мобильной связи, превращение Интернета в один из ключевых каналов коммуникации – все это способствует постепенному сокращению аудитории традиционных СМИ.
   Эти и многие другие тенденции современного российского общества нашли свое отражение в обзоре ключевых трендов потребительского поведения TrendTracker 2008, материалы которого предназначены для широкого круга компаний-производителей товаров и услуг, средств массовой информации, компаний оптовой и розничной торговли, рекламных агентств.