05.06.2008 Экспертный совет ФАС РФ осудил ненадлежащую коммерческую рекламу Некоторые примеры сомнительной наружной рекламы обсудили 3 июня на Экспертном совете по применению законодательства о рекламе при ФАС России, под председательством заместителя руководителя ФАС РФ Андрея Кашеварова. В частности, недоумение потребителей вызвала реклама сигарет “Kent” с использованием стилизированного изображения территории Японии, включающей Курильские острова, принадлежащие Российской Федерации c момента победы СССР во Второй мировой войне. Эта реклама была размещена в журнале «Авторевю» и в одном из торговых комплексов микрорайона Братеево г.Москвы. Потребитель, обратившийся в ФАС, считает, что подобное «присвоение» Японией российских территорий противоречит российскому законодательству. При обсуждении данной рекламной продукции эксперты совета сделали вывод, что окраска контура государственных границ Японии и Курил одним цветом однозначно свидетельствует о том, что Курилы отнесены дизайнером к Японии, а не к России. Они сочли, что данную рекламную компанию в таком виде следует прекратить как ненадлежащую. Экспертный совет рекомендовал возбудить дело об административной ответственности рекламодателя по данному факту. В случае с рекламой водки «Ледокол» (использование выражения «Снимая барьеры общения») обсуждение свелось к инкриминированию данному делу пункта 1 части первой статьи 21 Федерального закона «О рекламе», на основании которого также рекомендовано возбудить административное дело. Мнения экспертов разделились: 11 проголосовали "за" возбуждение дела, четверо воздержались. Таким образом, большинством голосов было решено, что реклама водки «Ледокол» призывает потреблять данный продукт с целью улучшить эмоциональное состояние, но в непозволительной форме для рекламы алкоголя. Сочетание слогана с изображением разгоряченного молодого человека, обнимающего двух девушек, по мнению экспертов, призывает к распущенному образу поведения в обществе. Кандидат филологических наук, руководитель «Справочной службы русского языка» при Институте русского языка Российской академии наук (ИРЯ РАН) Оксана Грунченко отметила, что несмотря на некорректное выражение («Снимая барьер общения» звучит не совсем по-русски: барьеры либо преодолевают, либо снижают), смысл его очевиден: призыв не просто адресован к молодежной аудитории, не стойкой к употреблению алкоголя, но апеллирует к тем, кому якобы трудно достичь успеха в обществе без употребления горячительного, то есть наиболее беззащитным и зависимым от массовых стереотипов молодым людям. При обсуждении ролика сети магазинов «Эльдорадо» с участием известного шоумена Вадима Галыгина с использованием выражения «Что Вы как размазня!» мнения экспертов снова разделились, но большинством голосов было решено никак на этот ролик не реагировать. Правда, потребитель, обратившийся в ФАС, настаивает, что подобная реклама формирует негативное отношение к тем, кто не потребляет товары из «Эльдорадо», иными словами – презрение к тем, кто не может позволить себе больший подарок женщине на Восьмое марта, чем цветы и открытки. Однако эксперты не усмотрели в ролике ничего криминального. Зато реклама магазинов «Media Markt» с использованием выражения «Мы спустили цены до неприличия!» с изображением пятерых мужчин со спущенными брюками практически единогласно сочтена непристойной. Экспертный совет постановил прекратить размещение этой рекламы и извиниться перед потребителем. Никаких дискуссий не вызвала реклама фирмы «СтройМикс», занимающейся установкой стальных дверей StarDoor, в которой использовано изображение пистолета, приставленного к голове собаки. Эксперты сочли такую рекламу прямо призывающей к насилию и жестокому обращению с животными. «Угрозы оружием любому живому существу неэтичны и не должны использоваться в рекламе», - таковы выводы экспертного совета, кроме того, и в этом случае будет возбуждено дело. В конце заседания совет обсудил рекламу ортопедических матрацев фирмы Consul с изображением полуобнаженной женщины. Эксперт в области саморегулирования рекламной деятельности Дмитрий Бадалов защитил данный образчик, заметив, что реклама функциональна – то есть свойства товара показаны (прямой позвоночник женщины доказывает, что матрацы не искривляют его), и при этом, как ни удивительно, «дама одета». Жалобы на эту рекламу в Краснодарском крае некоторые выступающие сочли «ханжеством и лицемерием», поскольку краснодарская реклама в общем и целом, по их данным, содержит более чем достаточное количество обнаженных тел. По крайней мере, эксперты признали, что внимание в данной рекламе в первую очередь обращается отнюдь не на продукт (матрац), а именно на обнаженную женщину. Экспертный совет постановил в данном случае ограничить размещение рекламы матрацев вблизи школ и культовых учреждений в силу того обстоятельства, что наружная реклама «доступна неопределенному кругу граждан». Письмо, посланное территориальным отделением ФАС в адрес рекламодателя, решено было послать вторично. Стоит отметить, что практика ФАС в отношении ненадлежащей рекламы такова, что если после направления письма никакой реакции рекламодателя не происходит, на него заводится административное дело. |