17.09.2008 Экономический кризис отвлечет россиян от глянцевых журналов На прошлой неделе стало известно о закрытии молодежного журнала «Молоток», который издавался в России почти десять лет. Аналитики считают, что это только начало вполне закономерного процесса, напрямую связанного с экономикой. Из-за экономического кризиса россияне вслед за гражданами Европы и Америки будут меньше потреблять и больше экономить. И в результате разлюбят глянец, зато начнут с интересом читать экономическую прессу и политическую аналитику. Cпециалисты уже фиксируют первые признаки кризиса – сокращение потребления соков, отказ от некоторых продуктов питания или замена их более дешевыми аналогами. Следующий шаг – отток читателей из глянцевых журналов, крах рекламных СМИ, падение интереса к развлекательным изданиям и программам, считают в Институте глобализации и социальных движений (ИГСО). Зато усилится интерес россиян к газетам, рассказывающим о проблемах общества и экономики. Механизм кризиса глянцевых СМИ очевиден. Если доходы россиян начнут сокращаться, то они в первую очередь откажутся от товаров не первой необходимости. В их число как раз и входят гламурные издания. Когда нет денег на дорогую одежду и косметику, то читать о них незачем. С другой стороны, рекламодатели увидят падение интереса к глянцу. Одновременно у них станет меньше денег, ведь граждане перестанут покупать их товары. В итоге глянец и рекламные СМИ окажутся без заказчиков рекламы. Краху подобных СМИ поспособствует тот факт, что в РФ слишком много журналов. «По данным Гильдии издателей печатной продукции, зарегистрированных наименований – свыше 23 тыс., что превышает показатели Европы и США. Стоит учитывать, что около 60 % из них это «мертвые» издания, которые никто не читает», – сообщила директор отдела спецпроектов издательского дома Independent Media Екатерина Травинская. По наблюдениям г-жи Травинской, рекламные доходы глянца ранее росли примерно на 25% в год, но в будущем они могут немного снизиться. Пока падения заказов она не замечает. «Затруднения в сбыте товаров будут толкать компании, несмотря на любые материальные проблемы, к наращиванию рекламного воздействия», – поясняет руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. В итоге осенью количество рекламы может возрасти, но из-за обеднения читателей это не приведет к росту продаж. Рекламодатели разочаруются в таких изданиях, что может привести некоторые СМИ к разорению. Но есть и хорошие новости. Общеизвестно, что во времена кризисов резко усиливается интерес читателей к новостным СМИ вплоть до того, что к середине дня пустеют полки с газетами в магазинах, а Интернет-сайты перестают работать из-за наплыва посетителей. По мнению экспертов, общественные проблемы, экономика и политика начнут привлекать больше внимания. Уровень критического восприятия информации поднимется, что возродит интерес к независимой от правительства политической журналистике. Возрастет также потребность в серьезном анализе хозяйственных проблем страны. «Экономический кризис, безусловно, станет сложным периодом для российской прессы. Одни СМИ окажутся в выигрыше, другие вынуждены будут уйти с рынка», – подводят итог эксперты ИГСО. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия" |