24.09.2008  Рекламная "буря" грянет через год

   Следующий год может стать критическим для российского рекламного бизнеса. Именно в 2009 году на отечественной рекламе скажутся последствия нынешнего экономического кризиса. Уже сегодня есть некоторые признаки намечающегося спада спроса на рекламные услуги.
   В рекламе все спокойно. После обвала акций российских компаний, бизнес не кинулся сокращать рекламные бюджеты. Объемы продаж остались прежними и цены, как и положено сентябре, повысились. Но долго так продолжаться не может - рекламный рынок просто реагирует на потрясения много позже, чем остальной бизнес. Говорит вице-президент Рекламной Федерации Регионов, первый заместитель генерального директора компании "Территория ТВ" Елена Пинегина: "Планируется рекламная кампания заранее. То, что выходит сейчас, спланировано год-полгода назад, я не заметила, чтобы кто-то резко снимал рекламные кампании, как, допустим, это было в 98 году, но что это нас догонит, безусловно, будут пересмотрены бюджеты, а сейчас планируются бюджеты следующего года, и скорее всего они рекламный рынок догонят, это будет, скорее всего, следующий год".
   Признаки близкого кризиса участники рынка фиксируют уже сейчас. Традиционный для осени подъем продаж нарастает не так быстро, как в прошлом году - рассказал Business FM ген директор брендингового агентства BBDO Moscow Турхан Махмудов: "Число интересующихся клиентов сильно не снизилось, но бюджеты, которые обсуждаются, стали более консервативными. Обычно наши клиенты в переговорах закладывали рост продаж на следующий год от 15, 20% и выше, и, соответственно, в мартовские бюджеты планировались под этот рост. Сейчас рост продаж во многих сегментах планируются 10-15 % - не больше".
   Еще один сигнал - резкий, и даже неадекватный, рост цен на рекламу, связанную с недвижимостью - говорит партнёр Агентства PRStudio Людмила Исковских: "Единственное, что заметно в рекламе недвижимости, сейчас совершенно нереальные ставки везде по цене на контекстную рекламу. 200 долларов за переход на сайт достигает по некоторым ставкам. Когда чувствуется, что рынок может упасть, цены наоборот повышаться. Отчаянно просто на последнем издыхании вкладывают наибольшие средства, и многие агентства этим пользуются, пытаются на начальных стадиях, пока он еще в истерику не перешел, последние сливки урвать".
   Если кризис действительно настигнет рекламный рынок, первыми пострадают мелкие и средние агентства - считают эксперты. У них меньше возможностей перестроиться вслед за меняющимся спросом. А перекос может быть явным, когда клиенты пачками начнут уходить с телевидения на радио или с печати в Интернет. Что касается рекламодателей, то бюджеты под рекламу сократят в первую очередь игроки фондового рынка и рынка недвижимости.