26.09.2008  Nielsen: российские потребители стали требовательнее

   Россияне стали более требовательны к уровню сервиса в розничной торговле, что является важным признаком зрелых рынков, — сообщает Nielsen. За последнее время стали заметны перемены в отношении потребителей к выбору места для совершения покупок и в характере потребления.
   “Ежегодно объем частного потребления в России прирастает на 12% и является одним из главных стимулов для дальнейшего развития российской экономики. Стабильный уровень потребительского доверия, рост среднего класса и доходов населения благоприятно сказываются на продажах самых разнообразных потребительских товаров — от премиального алкоголя, кондитерских изделий и инновационных полезных для здоровья функциональных продуктов до высокотехнологичных устройств и автомобилей. При том, что Россия обладает самым большим количеством торговых точек, чем любая другая страна в Европе, уровень развития структуры розничной торговли еще невысок, что дает возможность для производителей и ритейлеров побороться за предпочтения населения и успех на этом огромном рынке, ” — говорит Дуайт Уотсон, Генеральный директор компании “Nielsen Россия”.
   Российская розничная торговля товарами повседневного спроса растет впечатляющими темпами. С 2002 года количество супермаркетов выросло в шесть раз, гипермаркетов — в десять. Однако плотность торговли еще крайне низкая по сравнению с другими зрелыми рынками: на 1 млн. населения приходится 1 гипермаркет и 20 супермаркетов. В то же самое время значимость этого канала для продаж товаров повседневного спроса выросла и уже составляет 37% (по стоимости) от общего объема продаж в городской России. Санкт-Петербург, похоже, — единственный мегаполис, где уровень развития розничной торговли достиг средне-европейского уровня. Здесь на 1 млн. населения приходится 11 гипермаркетов и 56 супермаркетов, а доля канала современной торговли доходит до экстремальных для России 76%.
   Рост потребления в России имеет свои причины — растущие запросы и рост цен увеличивают потребительские бюджеты, и особенно ярко это проявляется в крупных мегаполисах. По данным опроса москвичей, проведенного Nielsen в рамках недавнего исследования ShopperTrends, — посвященного поведению потребителей и их отношению в различным форматам розничной торговли и сетям, — среднемесячные расходы семьи на покупку товаров повседневного спроса и свежие продукты выросли на почти на 50% по сравнению с 2006 годом составили порядка 16 300 руб. В Санкт-Петербурге, по данным опроса населения, эта цифра составила 12 800 руб.
   Форматы современной торговли являются для потребителей наиболее привлекательным местом для совершения покупок товаров на каждый день в Москве и Санкт-Петербурге. По данным исследования ShopperTrends 2008, порядка 80% семей в Москве тратят большую часть своих бюджетов на товары повседневного спроса в этом канале – по сравнению с 75%, по данным на 2006 год. Супермаркеты усилили свои позиции и теперь являются лидерами в борьбе за предпочтения и кошельки потребителей. По данным опроса Nielsen, 35% респондентов ответили, что оставляют в магазинах этого формата большую часть своего семейного бюджета на товары повседневного спроса. На долю гипермаркетов и дискаунтеров (магазинов низких цен) пришлось по 20% голосов респондентов.
   В Санкт-Петребурге современные форматы практически вытеснили традиционную торговлю: 95% домохозяйств, опрошенных Nielsen, предпочитают тратить свой бюджет на продукты питания, свежие продукты и средства персонального ухода в этих торговых точках. Гипермаркеты и дискаунтеры здесь лидеры потребительских предпочтений. На каждый из форматов приходится по 40% голосов потребителей. Хотя значимость канала гипермаркетов в Санкт-Петербурге возросла по сравнению с 2006 годом, лишь для 10% респондентов этот канал является основным местом покупки повседневных товаров.
   Традиционные продовольственные магазины, киоски, минимаркеты и открытые рынки посещаются многими потребителями, но скорее для нерегулярных и небольших по объемам и ассортименту покупок.
   Снижение доли открытых рынков — тенденция четырех последних лет. Общая доля этого канала в общем объеме продаж товаров повседневного спроса в городской России снизилась до 11% ( в деньгах). Интересно, что еще два-три года назад открытые рынки были самым популярным местом покупки свежих продуктов в российских мегаполисах, в 2008 картина изменилась. По данным исследования Nielsen, порядка 60% респондентов предпочитали делать покупки свежих мяса, рыбы, овощей и фруктов в магазина форматов современной торговли. Самый популярный канал, по данным опроса, — супермаркеты. Ему отдали свои предпочтения ~30% респондентов в Москве и 39% в Санкт-Петербурге.
   Как показали результаты исследования Nielsen ShopperTrends, большинство потребителей при выборе магазина движимы привычкой, т.е. посещают магазин, к которому привыкли. И каждый третий покупает в ближайшем магазине от дома или работы. Хотя доступность магазина является по-прежнему важных фактором выбора места для совершения покупки, его значимость в системе мотивации потребителей снижается, уступая “хорошему соотношению цены и качества” в Москве и “высокому уровню сервиса” в Санкт-Петербурге.
   “Требовательность у уровню сервиса и качеству подготовки торгового персонала — признаки зрелого рынка розничной торговли ”, — комментирует Дуайт Уотсон.
   В то же самое время промоакции не являются главным аргументом при выборе места покупки для россиян. Лишь 5% опрошенных Nielsen в Москве и 9% в Санкт-Петербурге сообщили, что меняют магазины в поисках привлекательных скидок.