29.10.2008 Ближайшие полгода будут тяжелыми для "наружки" На прошедшей в Москве третьей ежегодной конференции «Эффективная наружная реклама: общие тенденции и особенности развития российских городов» одной из центральных тем стало обсуждение того, насколько ощутимо будет влияние мирового финансового кризиса на российский рынок наружной рекламы. Операторы “наружки” говорят о замедлении роста своей отрасли и ждут, что ближайшие полгода будут для них тяжелыми: сроки рекламных кампаний сократятся, рекламодатели урежут бюджеты и откажутся от долгосрочного планирования. Начиная с 2000-х годов этот рынок рекламы динамично развивался, причем не только в столичном регионе. Однако уже в первом полугодии 2008 г. эксперты зафиксировали замедление темпа роста отрасли, вызванное мировым финансовым кризисом: по прогнозам компании News Outdoor, рост рынка в этом году составит около 18% (51,67 млрд рублей), а следующем продолжит замедляться и составит примерно 15,5%. Ситуацию не сможет выправить и развитие наружной рекламы в регионах. «Доля регионального рынка растет сравнительно медленно – это 3,5%. Дело в том, что столица очень неохотно отдает свою долю рынка, вводя в действие «скрытые резервы». В Москве сформировался колоссальный рынок перетяжек, значительный рынок рекламы в метро, на общественном транспорте, – рассказал ведущий специалист «Эспар Аналитик» Сергей Шумовский. – Причем уровень цен на носители в столице позволяет использовать не совсем стандартные форматы наружной рекламы, в то время как регионы вынуждены опираться на классические форматы». В итоге на Москву и Санкт-Петербург приходится около 38% всех рекламных поверхностей, доля регионов перевалила за 60%, однако это «затухающий рост», считает специалист «Эспар Аналитик»: «Начиная с 2004 года, прирост рекламных поверхностей падает». Существенная разница цен в Москве и регионах сказывается и на распределении оборота рынка и количества рекламных поверхностей между столицами и регионами. «На регионы приходится без малого две трети количества рекламных поверхностей и в то же время только не многим более одной трети оборота рынка», – говорит Шумовский. Специалисты ждут, что сложившиеся пропорции в российской наружной рекламе еще достаточно долго будут сохраняться. «Москва будет основным столпом отрасли, что в преддверии наступающей нестабильности даже к лучшему: как показывает практика, при наличии каких-либо кризисных ситуаций наружная реклама в Москве оказывается более живучей и теряет меньше, чем в регионах». – прогнозирует Шумовский. В целом игроки рынка ждут, что влияние финансового кризиса в полной мере можно будет ощутить только в следующем году. Они ориентируютя на умеренно-инерционный сценарий роста отрасли, полагая, что кризис будет не сильным и не глубоким. В связи с этим рекламщики не ждут, что цены на размещение резко поднимутся. По итогам этого года медиаинфляция может составить 14%, в 2009 и 2010 годах эксперты ждут ее замедления до 11%. В условиях неопределенной предкризисной обстановки на рынке специалисты отметили основные тенденции – это сокращение сроков рекламных кампаний (до двух недель), оптимизация бюджета и сокращение сроков планирования. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Газеты.ру" |