06.11.2008  Доходы СМИ и рынок интернет-рекламы в 2008 году продолжат рост

   В последнем опубликованном отчете PricewaterhouseCoopers говорится, что несмотря на непростую экономическую ситуацию компании индустрии развлечений и СМИ совсем не бедствуют. Более того, у них есть золотая жила в виде нематериальных активов стоимостью 40 млрд долларов США. Кроме того, аналитики уверены, что на рынке интернет-рекламы будут доминировать поисковые системы.
   Мировой кредитный кризис вынудил финансовый сектор ограничить выдачу кредитов именно в тот момент, когда новые бизнес-модели компаний индустрии развлечений и СМИ нуждаются в дополнительном финансировании, чтобы оставаться конкурентоспособными. В отчете PwC говорится, что нематериальные активы, такие как роялти, авторские права и торговые марки, могут составлять до 25% от стоимости компании этого сектора.
   Адам Саттон, директор, PricewaterhouseCoopers LLP, так комментирует ситуацию: «Эти активы могут стать последней надеждой на спасение в сложной ситуации, сложившейся на кредитных рынках. Нематериальные активы можно использовать для предоставления гарантий банкам-кредиторам и попечителям пенсионных фондов по крайней мере до тех пор, пока не придут в равновесие фондовые биржи и не будет восстановлена в полной мере экономическая ценность индустрии развлечений и СМИ, а также активы их пенсионных фондов».
   Даже в период нестабильности индустрия развлечений и СМИ вероятнее всего останется одной из самых динамичных и быстро развивающихся отраслей. Темпы роста выручки в 2008 году прогнозируются на уровне 6,7%. Однако фактор роста сильно зависит от возможности привлекать финансирование, а секьюритизация нематериальных активов могла бы способствовать этому процессу.
   Именно в музыкальном бизнесе, киноиндустрии и телевещании было отмечено больше всего секьюритизаций нематериальных активов, привлекших всеобщее внимание. Пионером в этом направлении стал Дэвид Боуи, первый исполнитель, выпустивший в 1997 году так называемые «облигации Боуи», обеспеченные будущими гонорарами.
   «Секьюритизация нематериальных активов — явление не новое. В прошлом музыкальный бизнес заставлял нематериальные активы «работать» изо всех сил, но и компании других секторов индустрии развлечений имеют в своем распоряжении ценные нематериальные активы. Когда кредит получить было не так сложно, о нематериальных активах и не вспоминали», - говорит Саттон.
   В отчете указывается, что тяжелая ситуация на финансовых рынках привела к тому, что руководителям рекламных агентств пришлось жестко контролировать затраты по всем направлениям деятельности. Однако несмотря на это рост доходов от интернет-рекламы в 2008 году, согласно прогнозам, будет измеряться двузначным показателем. Ранее полученная информация свидетельствует о том, что существует явная взаимосвязь между изменением ВВП и расходами на рекламу. Однако сейчас на рынке происходят структурные изменения в пользу интернет-рекламы, которая не потеряет популярности даже в период спада деловой активности.
   По словам Ника Джорджа, партнера PricewaterhouseCoopers, двузначные показатели темпов роста в тяжелых экономических условиях впечатляют; найдется не так много отраслей, в которых это возможно. «Мы ожидаем, что медийные компании и инвесторы будут продолжать инвестировать в онлайн-технологии, что отражает возросший долевой коэффициент этих технологий в рамках их бизнеса или в составе портфелей», - говорит он.
   Эксперты отмечают, что поисковые системы сейчас являются самыми устойчивыми и легко адаптируемыми, учитывая их окупаемость, которую несложно рассчитать. Эта тенденция наблюдается в Великобритании, где рост в секторе поисковых систем составил 30%. Дальнейшие исследования рынков Германии и Польши указывают на то, что вскоре масштабные изменения произойдут во всей Европе. Рубричная реклама продолжит перемещение в онлайн-пространство, тем самым компенсируя общий спад в этом сегменте. Самые важные вопросы касаются визуализации информации. Получают развитие новые технологии, такие как персонализация контента и онлайн-видео, но они пока представлены лишь фрагментарно, а рекламодатели часто с недоверием относятся к непроверенным новинкам и не склонны вкладывать в них деньги.