11.12.2008 Потребители привыкли к рекламе "Левада-Центр" и "РусБренд" выяснили, как российские потребители относятся к рекламе. Результаты оказались вполне оптимистичными. Так, 52% потребителей реклама помогает узнать о новинках на рынке и понять их преимущества, 30% - сделать правильный выбор при покупке товаров, а 27% - сэкономить время на покупку товаров. Основными функциями рекламы для потребителей являются ее "сигнальная" (как средства информации о новинках потребительского рынка) и "информационная" (как средства информация о потребительских свойствах товаров и услуг) функции. Однако немалое значение для потребителей также имеют "культурно-развлекательная" (связанная с художественные достоинствами рекламы) и "трендообразующая" (как средства поддержание модных трендов) функции рекламы. Рекламные "сигналы" о появлении на рынке различных новинок и информация, полученная из рекламных сообщений, активно используется потребителями при совершении покупок в большинстве сегментов потребительского рынка. И поскольку спрос на рекламу среди представителей самых активных потребительских групп выше среднего по России, то можно утверждать, что реальный спрос на рекламу среди российских. потребителей будет в дальнейшем только расти. При этом реклама сама по себе не выступает в качестве побудительной силы для приобретения товаров и услуг. Только 25% потребителей (в основном среди молодежи, которой свойственно поисковое, "пробующие" поведение, и людей с высоким уровнем доходов) иногда покупают товары под влиянием рекламы "чтобы попробовать", и за последние 10 лет доля таких потребителей уменьшилась более чем на четверть. Интерес к рекламе за последние 10-15 лет существенно вырос. Наибольший интерес у потребителей, по данным экспертов "Левада Центр" вызывает реклама продуктов питания и напитков, бытовой техники, одежды, обуви и белья, косметики и парфюмерии, лекарств, витаминов и биологически активных добавок. За последние 10 лет вырос уровень доверия рекламе, и сама реклама становится все интереснее для потребителей. Хотя большинство потребителей по-прежнему хотели бы сокращения продолжительности рекламных блоков, в целом за последние 10 лет они стали терпимее относиться к появлению рекламных блоков на экране телевизора. В случае, если телевизионная реклама их не интересует, они успешно находят решения этой проблемы, позволяющие им избежать существенного дискомфорта. Бренд имеет существенно большую побудительную силу при приобретении товаров и услуг, чем реклама. Практически половина российских потребителей предпочитает покупать товары известных брендов, в том числе 5% - самых дорогих брендов. Более половины российских потребителей считают, что известные бренды гарантируют высокое качество товаров (покупая товар известной марки, они получают уверенность в его качестве и свойствах), что бренд выступает для них в качестве средства поддержания психологического тонуса и психологической разгрузки. Более чем для трети российских потребителей бренд выступает также в качестве символа образа жизни той или иной социальной группы, и потребление товаров и услуг определенных брендов становится для них символом приобщения к "маркируемому" этими брендами образу жизни и к самой этой социальной группе. Наиболее распространенные потребительские стратегии в отношении брендов – замена в повседневном потреблении дорогих брендов на более доступные при сохранении гарантии высокого качества; а также попытки купить дорогой бренд дешевле во время распродаж/скидок. Исследование подготовленного Аналитическим центром Юрия Левады в сотрудничестве с "Содружеством производителей фирменных торговых марок "РусБренд". Исследование было проведено 17-27 октября 2008 года по репрезентативной выборке населения России, 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 127 населенных пунктах 44 регионов. |