24.12.2008  Кризис формирует рейтинги

   В 2008 году зрители стали меньше смотреть телесериалы, так как возросла потребность в деловой информации и новостях. Такой вывод сделали исследователи из Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по итогам недавнего опроса. Аналитики прогнозируют временный характер этой тенденции.
   Лучшей телепередачей года, по данным ВЦИОМ, впервые за три года стала новостная программа "Вести/Вести недели", которую наряду с развлекательными передачами "Звезды на льду"/"Ледниковый период" и "Жди меня" назвали 8% респондентов. При этом респонденты не различают в большинстве случаев похожие "ледовые" передачи "Первого канала" и "России". В прош­лом году "Ледниковый период" лидировал с 11%, а новости "Первого канала" занимали только третью строчку. Упала и популярность телесериалов. Если в 2007 году "Татьянин день" отмечали 23% опрошенных, то в этом году лучшим признали "Монте Кристо" ("Первый канал") только 11% россиян. Самыми популярными кинофильмами стали блокбастер "Адмирал" (15%) и фильм "Двенадцать" (7%). В прошлом году также лидировал фильм Никиты Михалкова с рейтингом 3%.
   Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров назвал несколько причин изменения зрительских предпочтений россиян: "Возможно, что в этом году просто упал уровень наших ситкомов". Он напомнил, что бум телесериалов в нашей стране был зафиксирован в момент их появления на экранах в конце 80-х годов. Следующий всплеск популярности пришелся уже на конец 90-х, когда мы от южноамериканских сериалов перешли к отечественным. "Возможно, что пришло время для нового импульса", — предполагает г-н Федоров. Однако главной причиной он склонен считать влияние мирового финансового кризиса: "В период кризиса времени у людей становится гораздо меньше — больше сил тратится на выживание". По его мнению, у многих россиян возрастает потребность в деловой информации, касающейся работы, зарплаты, инфляции и курсов валют. "Многие россияне, раньше не воспринимавшие деловую информацию, считая ее излишне серьезной, искали в медиа только развлечения. Сегодня они вынуждены отказаться от такого легкомысленного подхода и искать информацию, которая поможет им выстроить свою жизнь в условиях кризиса", — считает глава ВЦИОМ.
   С ним соглашается и старший аналитик Альфа-банка Иван Шувалов, считающий, что предпочтения телезрителей обусловлены экономическим кризисом и повышенной потребностью в информации: "В первые месяцы кризиса, пока это всем в новинку, люди с большим вниманием следят за происходящими вокруг них событиями". Однако, по его мнению, по мере насыщения информацией зрители постепенно вернутся к своим привычным схемам телесмотрения. "Возможно, еще около шести месяцев новости будут оставаться на первом месте. Но по мере того, как люди устанут от них и им захочется психологической разгрузки, они снова вернутся к ситкомам", — предполагает г-н Шувалов.