26.03.2009  Рынок контекстной рекламы в России вырос на 60%

   Объем российского рынка контекстной рекламы в 2008 году составил 330-350 млн. долларов (без НДС), рынок по сравнению с прошлым годом вырос на 60%, сообщает сервис контекстной рекламы «Бегун» в своем обзоре российского рынка и деятельности самой компании в 2008 году.
   В 2008 году рынок контекстной рекламы в России несколько замедлил характерные для него темпы роста. Это было связано не только со снижением активности рекламодателей в период кризиса, но также и с тем, что при достигнутых объемах рынок уже физически не может расти на 100%.
   Прочие показатели емкости рынка контекста также несколько снижают темпы роста. Так, активная клиентская база в «Бегуне» за 2008 увеличилась на треть в сравнении с предыдущим годом.
   Но при этом интернет по-прежнему является наиболее быстрорастущим сегментом медиа, и, по оценкам многих экспертов, останется самым стабильным, несмотря на ухудшение конъюнктуры рынка.
   Структура российского рынка контекстной рекламы в 2008 году не претерпела изменений. По оценке экспертов Ассоциации «Интернет и Бизнес» (АИБ), объединяющей крупнейшие российские интернет-сервисы и производителей интернет-контента, на долю лидеров отрасли — компаний «Бегун» и «Яндекс» — приходится свыше 90% рынка. Увеличивает активность на рынке Google, также следует отметить Rorer.ru, предлагающий рекламодателям только медийные контекстные баннеры.
   Первый из факторов роста сектора контекстной рекламы — рост аудитории интернета. В 2008 году рост аудитории Рунета ускорился за счет дальнейшего проникновения в регионы. По данным последних исследований Фонда Общественного Мнения (ФОМ), полугодовая и квартальная аудитории Рунета (18+) осенью 2008 года достигли 34,4 и 33,3 млн. чел. соответственно. Месячная и суточная аудитории составили 31,7 и 17,7 млн. чел.
   Еще одним важным фактором роста является активное подключение к сервисам контекстной рекламы крупнейших социальных сетей, служб знакомств, блогхостингов, видеосервисов, обладающих колоссальной аудиторией. По данным компании «Бегун», количество уникальных интернет-пользователей, минимум раз в неделю посещающих социальные сервисы — в том числе «Мамбу», «Одноклассники», LiveJournal и сервисы Mail.ru — составляет 25,8 млн. человек. Доля участников сетей составляет 96% от общей недельной аудитории, охваченной «Бегуном» (26,8 млн. человек, осень 2008 года). Таким образом, на сегодняшний день в социальных сервисах представлена практически вся активная аудитория Рунета, с которой можно эффективно взаимодействовать при помощи контекстной рекламы.
   Дополнительный импульс развитию рынка контекстной рекламы придал экономический кризис, который ускорил перетекание в контекстную рекламу рекламных бюджетов из других медиа, в том числе от крупных брендов. Компании, ранее активно инвестировавшие в бренды, стали больше нацелены на поддержание бизнеса прямыми продажами.
   Основными технологическими тенденциями на российском рынке в 2008 году стали проникновение контекстной рекламы в новые среды и дальнейшее развитие поведенческих технологий (в том числе внедрение таргетингов, основанных на социо-демографических параметрах пользователей). Использование социо-демографических параметров стало возможным благодаря сотрудничеству с крупными социальными сетями и службами. Именно они передают сервису обезличенные анонимные анкетные данные пользователей, разрешивших такую операцию.
   Второй технологической тенденций является внедрение контекстной рекламы в онлайновое видео. «Бегун» предложил ее рынку в июне 2008 года, а в начале 2009 года такое же решение предложила компания Google. Реклама представляет собой привычное текстовое объявление, которое размещается в нижней части видеоплеера и не мешает при просмотре роликов.
   Дополнительным преимуществом контекстных overlay-форматов является их потенциальное использование в мобильных устройствах. Этот тренд был продолжен, и в октябре «Бегун» объявил о начале размещения контекстной рекламы на фотографиях.
   В целом, стоит отметить, что развитие онлайновой рекламы движется в сторону интегрированных контекстных продуктов, предназначенных для самой широкой аудитории рекламодателей — от частных предпринимателей до крупных брендов, с учетом их индивидуальных бизнес-задач, — подчеркивают в «Бегуне».
   Крупнейшими площадками операторов контекстной рекламы в России являются поисковые системы Рамблер, Яндекс, Google.ru, Search.Mail.ru. «Бегун» в 2008 году произвел партнерские начисления более чем 260 тыс. площадок. Яндекс, подводя итоги года, констатировал, что доходы Яндекс.Директа, начавшего развивать партнерскую сеть значительно позже «Бегуна», от рекламы на сайтах участников РСЯ (Рекламной Сети Яндекса) за прошедший год выросли почти втрое.
   В первые три квартала 2008 года картина поведения рекламодателей и соответствующего разделения рекламных трат была вполне ожидаемой. А вот четвертый квартал стал заложником финансового кризиса.
   Наиболее явно на кризис отреагировали крупные сегменты бизнеса, такие как банковский сектор, девелоперы недвижимости и автомобильная индустрия. Но и более мелкие сегменты, в том числе обслуживающие бизнес, скорректировали свои «контекстные» рекламные программы.
   Существенно сократились траты финансовых рекламодателей, сектора недвижимости, не было привычного бурного роста в категории «Туристические услуги». На фоне общего замедления стабильные траты в категории «Медицина» позволили ей занять почетное третье место по сумме рекламных вложений в последнем квартале. Стоит отметить, что рекламодатели корректировали стратегии в режиме реального времени, используя мобильность контекстной рекламы. Так массовое снятие бюджетов рекламодателями финансовой тематики произошло сразу в первые часы после обвала биржи в сентябре 2008 года. А в течение недели рекламные кампании были массово переориентированы с розничного кредитования на поддержку депозитных продуктов.
   В «Бегуне» отмечают, что в 2008 году значительно выросла доля региональной контекстной рекламы. Два года назад доля кликов столичных пользователей Сети составляла почти 50%. Но интернет все сильнее проникает вглубь России, и рекламодатели начинают использовать этот потенциал. В итоге на клики из регионов приходится уже почти 30% от общего трафика «Бегуна».