03.04.2009 Рынок интернет-рекламы стагнирует Информационная группа Finam.ru провела конференцию "Рунет во время кризиса: эффективен и без господдержки?". Ее участники ожидают, что в 2009 году темпы роста проникновения интернета в России замедлятся, а рынок интернет-рекламы ожидает стагнация. Эксперты прогнозируют, что кризис приведет к снижению темпов роста проникновению интернета в 2009 году. "Конечно, количество новых подключений сократится - в первую очередь потому, что сократится (сократился) объем продаж компьютеров. Но с другой стороны, рост спроса на Интернет, рост убежденности, что Интернет - это здорово, рост активности уже подключившихся пользователей от экономического кризиса не остановится", - заявил директор по исследованиям и бизнес-анализу компании SUP Борис Овчинников. Директор по исследованиям Mail.Ru Федор Вирин ожидает, что влияние кризиса будет не столь велико: "Рост аудитории интернета - огромный и крайне инерционный процесс. На него кризис, конечно, повлияет, но не очень скоро и не очень сильно (по крайней мере, в нынешнем состоянии кризиса)". Еще одно проявление кризиса в Рунете - стагнация рынка интернет-рекламы. "На сегодня мы видим, что интернет-реклама развивается, в связи кризисом она пострадала не так сильно, как радио. Цифры по 2009 году будут близки к 2008", - рассказала генеральный директор агентства контекстной рекламы iConText Мария Черницкая. С ней соглашается директор по корпоративным коммуникациям "Рамблер Медиа" Константин Воронцов: "ТВ и Интернет в кризис - самые "защитные" сектора на рекламном рынке. Говорить о том, что в 2009 реклама в Рунете будет расти быстрее чем ожидалось - это гипероптимистично. Кроме того, теперь нужно все время делать оговорку, в какой валюте считаем". Генеральный директор Finam.ru Сергей Михеев ожидает, что Рунет ждет активное перераспределение рекламных бюджетов: "Произойдет переток рекламодателей из оффлайна в интернет. И это поддержит рынок. Однако и в интернете произойдет переток бюджетов. К примеру, быстрее прочих сегментов будут расти сервисы, таргетированные по социально-демографическому принципу". Похожая позиция у г-на Вирина: "Деньги зарабатывает тот, у кого максимально широкое и гибкое предложение, от возможности купить широкий охват по выгодной цене до возможности достижения максимально сложных целевых групп, плюс очень многие рекламодатели в кризис пробуют использовать нестандартные рекламные решения, выделяющие их рекламные сообщения". Еще один ожидаемый тренд - сокращение числа масштабных проектов. "Проекты, которые делались ради освоения средств инвестора, ждут трудные времена. Количество же стартапов, в основе которых лежат оригинальные идеи и увлеченность команды, может даже вырасти. Хотя бы потому, что теперь гораздо труднее променять реализацию собственного проекта на сытое ненапряженное существование внутри большой компании", - считает г-н Овчинников. "Кризис не только время передела рынка, кризис - время очень аккуратно и расчетливо считать деньги", - напомнил г-н Михеев. Меняется и рынок стартапов. "Количество инвестиционных денег на рынке не изменилось, но они стали тяжелее. Если раньше деньги можно было получить под любой проект с аудиторией, то сейчас инвестиции в первую очередь направляются на те проекты, которые научились сами зарабатывать деньги. Иными словами, поменялись приоритеты инвесторов. Теперь в цене проекты, которые умеют не только тратить деньги, но и приносить их обратно", - рассказал г-н Вирин. При этом предложение со стороны создателей стартапов растет. Г-н Михеев заявил, что получает "сотни" предложений о продаже различных проектов. Основная проблема - завышенные цены. "Грустно. Разработчики совершенно не понимают, в каком году живут", - констатирует руководитель Liveinternet.ru Герман Клименко. |