25.05.2009  Как рекламодатели издеваются над государственным языком

   Самарское отделение Федеральной антимонопольной службы 19 мая признало ненадлежащей рекламу местной страховой компании, размещенную на щитах в городе. Теперь рекламодателям грозит штраф. А оскорбленные словом «задница» жители Самары могут спать спокойно – сомнительные билборды скоро уберут.
   Полный текст рекламы фирмы «АвтоЮристСамара» звучал следующим образом: «Лишают прав — не беда, звони — поможем всегда! Страховая дразница , денег не дает, вот такая задница — позвони, пройдет!». Любопытно, что помимо собственно слова «задница», употребление которого, с точки зрения антимонопольщиков, нарушило закон «О рекламе», недовольство надзорных органов вызвало оригинальное написание глагола «дразнится». Дело в том, что, согласно закону « О государственном языке “, в рекламе русский язык используется как государственный, поэтому выставленные для всеобщего обозрения тексты должны соответствовать нормам литературной речи.
   Примерно год назад самарское отделение ФАС уже вынесло такое же решение относительно рекламы другой страховой компании: билборды фирмы РАСО убеждали прохожих, что “автострахование 5, 5 процентов – это хорасо “. И хотя рекламодатели пытались доказать в суде, что это всего лишь игра слов, эксперты назвали слоган “неудачным примером рифмы”. А исследователи из местного педагогического университета предупредили о возможных последствиях подобного “креатива”: у детей может нарушиться процесс становления грамотности, а у взрослых – возникнуть отвращение к объекту рекламы.
   Рекламщики зачастую рассчитывают на обратный эффект – они надеются, что ошибки или использование сленга привлекут к компании дополнительное внимание. Здесь будет уместно вспомнить нашумевшую рекламу пива “Руски”, которая еще в 2002 году не понравилась уральским антимонопольщикам. Предложение пить пиво “ по-руски “ показалось надзорным органам не только безграмотным, но и, возможно, неэтичным. Производители не стали дожидаться результатов расследования и добровольно сняли рекламные щиты.
   Курьезно, но гораздо больше внимания россиян привлекают нечаянно допущенные в рекламных объявлениях ошибки, особенно когда речь идет о социальной рекламе. Так, в марте 2009 года блогеры и СМИ потешались над петербургскими чиновниками, призывавшими пассажиров общественного транспорта уступать места беременным женщинам. Надпись на плакате гласила: “Быть джентельменом просто”. Как отметил по поводу этой рекламы популярный блогер drugoi, “быть джентльменом просто — достаточно научиться писать это слово грамотно”.
   Московская “социалка” не отстает. Несколько лет назад “ отличился “ городской комитет по культуре, назвавший себя “комитетом по культуры”. А висевшие в центре столицы растяжки “С Праздником Дорогие Москвичи” словно предлагали прохожим самостоятельно выделить обращение запятой и снять лишние заглавные буквы. Неплохая тренировка перед ЕГЭ.
   Блогеры не щадят и коммерческую рекламу. Так, пользовательница Liveinternet сфотографировала в супермаркете холодильник с йогуртами с надписью “ осчасливь иммунитет”, дополнив снимок обещанием не покупать рекламируемую молочную продукцию. Так что самарские эксперты правы – вот оно, отвращение к объекту рекламы.
   А вот к интернет-жаргону в рекламе потребители обычно относятся довольно спокойно и даже доброжелательно. Кстати, ФАС на них тоже реагирует довольно редко: например, подмосковный интернет-провайдер безнаказанно рекламировал снижение цен на свои услуги плакатами “Йа скидко, получи меня”. Как объяснил “Ленте.ру” старший юрист юридической фирмы “Падва, Хэслам-Джонс и Партнеры” Денис Товкайло, хотя использование интернет-жаргона формально считается нарушением закона “О государственном языке”, в большинстве случаев само по себе оно не формирует непристойных и оскорбительных образов. А из анализа административной практики антимонопольных органов видно, что запрету чаще всего подвергается реклама, нарушающая общепринятые нормы морали. Причем не принципиально, каким образом она попала в поле зрения ФАС: это может быть как собственная инициатива антимонопольщиков, так и результат жалоб граждан.
   Граждане, между тем, не стесняются пожаловаться на то, что их оскорбляет. Свердловские антимонопольщики в январе заставили СКБ-банк избавить жителей Екатеринбурга от необходимости созерцать билборды со стихотворением “Очкуешь, товарищ? С наличкой тревожно? Сделай же вклад в банке надежном!”.
   Конечно, при таком количестве “обидной” рекламы антимонопольщикам трудно уследить за тем, как рекламодатели спрягают глаголы-исключения и пишут слова “агентство” и “зарегистрирован”. К счастью, городские администрации многих городов регулярно проводят проверки наружной рекламы. А учителя начальных классов придумали свой способ борьбы с пагубным влиянием безграмотной рекламы на неокрепшие умы: в некоторых школах детям ставят “пятерки” за обнаруженные в рекламе ошибки. Остается пожелать взрослым россиянам того же: доверять орфографическому словарю больше, чем рекламным щитам.