26.05.2009 PR-рынок не подвержен кризису Исследование ICCO выявило стабильные позиции глобального пиар-рынка в прошлом году, причем Россия стала мировым лидером по темпам роста. В 2008 году мировой пиар-рынок показал стабильный рост, несмотря на глобальный финансовый кризис - сообщает Международная ассоциация компаний консультантов в области связей с общественностью (ICCO), представленная в России Ассоциацией компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС), в своем ежегодном докладе, охватывающем двадцать восемь стран Европы, Ближнего Востока, Африки, Азии, Северной и Южной Америки и Австралии. ICCO ежегодно анализирует состояние и тенденции мирового пиар-рынка и оценивает динамику доходов рынка пиар-услуг, измеряемую в совокупных гонорарах агентств, входящих в состав ассоциаций-членов ICCO. В прошлом году средний рост на международных рынках составил 8,5% (по сравнению с 14%, зарегистрированными в 2007 году). Более чем в половине стран был отмечен умеренный рост доходов в пределах 10%; в некоторых регионах (Дании, Словакии, Турции и Бразилии) этот показатель составил от 10% до 20%. Самые большие в мире рынки консалтинговых услуг - США и Великобритания - в 2007 году показали прирост в 12% и 17% соответственно. Несмотря на финансовый кризис, они продолжают расти: в 2008 году пиар-индустрия в США выросла на 4%, а в Великобритании на 7%, что опережает рост ВВП в этих странах. В то же время в России был зарегистрирован беспрецедентный рост на 33%, что делает ее мировым лидером по темпам развития. «Исследование ICCO является точкой отсчета для специалистов по связям с общественностью во всем мире. Российский пиар-рынок развивался очень динамично более пяти лет, - отмечает Елена Фадеева, председатель АКОС, генеральный директор агентства Fleishman-hillard vanguard. - Данные исследования ICCO коррелируются с оценкой АКОС состояния индустрии в России: рост пиар-рынка (совокупные бюджеты компаний на пиар в России) в 2008 году составил 43% (до $2,5 миллиардов), рынка пиар-услуг (включая гонорары агентств и накладные расходы третьих сторон) - 25% (до $1 миллиарда). Однако экономический кризис оказывает свое влияние, и, по нашим прогнозам, в 2009 году произойдет падение до уровня 2007 года, а именно: пиар-рынка на 28% (до $1,8 миллиардов), а рынка пиар-услуг - на 30% (до $0,7 миллиарда)». Позитивные показатели развития мирового рынка связей с общественностью, выгодно отличающиеся от ситуации в других сферах экономики, объясняются в том числе увеличением бюджетов на пиар за счет смежных дисциплин, в первую очередь, рекламы. Тенденция постепенной переориентации компаний от рекламы в сторону связей с общественностью наблюдается в большинстве стран. Сегодня самым перспективным видом пиара в мире являются кризисные коммуникации. Растет интерес к цифровым СМИ и другим новым видам медиа (в 45% стран). Устойчивые позиции занимают внешние связи (в 41% стран), внутрикорпоративные коммуникации и здравоохранение (в 27% стран). По данным АКОС, в России в текущем году будет наблюдаться рост маркетингового пиара в секторе B2C и в секторе корпоративных и кризисных коммуникаций. Вместе с тем, сократится спрос на маркетинговый пиар в секторе B2B. ICCO отслеживает потенциал использования связей с общественностью в компаниях различных отраслей экономики. Наиболее быстрое развитие в сфере энергетики: если в 2006 году интерес был всего в 14% стран, то в 2008 году - уже в 45% стран. Большое внимание привлекает сфера IT и телекоммуникаций (в 50% стран), стабильные позиции удерживает здравоохранение (в 36% стран). Самое резкое падение в рейтинге «перспективности использования связей с общественностью» переживает сектор банковских и финансовых услуг - в 2007 году он был одним из приоритетных в 55% стран, в то время как в 2008 году интерес к нему наблюдается только в одной стране. По данным АКОС в России в этом году пиар-бюджеты компаний автомобильного и строительного секторов сократятся на 80%. В меньшей степени - на 15-20% - в категории FMCG и в проектах предприятий с долей государства. Более оптимистичен прогноз в отношении бюджетов фармацевтического и IT секторов, которые или сократятся незначительно, или останутся на уровне прошлого года. В мире, в текущем году глобальный финансовый кризис не только останется основным фактором влияния на развитие индустрии, но и даст новые шансы для развития пиар-рынка: во многих странах наблюдается увеличение спроса на кризисный менеджмент и расширение сферы внешних связей за счет корпоративной социальной ответственности. Сегодня также все более заметным становится влияние связей с общественностью на процесс управления, а роль пиар-специалистов все больше смещается от тактической к стратегической и консультативной. |