15.07.2009  В ульяновскую рекламу вольют 10 млн из бюджета

   С начала июля в Ульяновске началась массированная «атака» социальной рекламой. Билборды и пилоны призывают горожан открыть свой бизнес, пропагандируют здоровый образ жизни, информируют о проведении в нашем регионе масштабных праздников. По словам руководителя Департамента развития предпринимательства Ульяновской области Руслана Гайнетдинова, до конца года под социальную рекламу будет использовано порядка трехсот поверхностей. Это, по мнению г-на Гайнетдинова, несколько оживит рекламный рынок, который сегодня переживает период застоя. На оживление рынка из бюджетов разных уровней в этом году потратят более 10 млн руб.
   «Падение продаж в целом по отрасли на сегодняшний день составляет 40%, а у наружников — и производителей, и арендодателей — до 50%. Если у других рекламных носителей — телевидения и газет — есть возможность в кризис зарабатывать на информационных сюжетах — новости будут выходить несмотря ни на что, то наружники работают на прямой рекламе», — отметил руководитель департамента.
   Государственный заказ на размещение социальной рекламы выполняет Ассоциация коммуникационных агентств Ульяновской области (АКАУ). В это объединение входит около 20 компаний — игроков рекламного рынка региона. По словам г-на Гайнетдинова, проект размещения социальной рекламы изначально был предназначен для АКАУ, которая стала единственным участником и победителем аукциона на выполнение госзаказа. Распределение заказов идет уже внутри ассоциации — в зависимости от качества услуг, которые предоставляет та или иная компания. Кстати, на изготовление и размещение социальной рекламы по договору предоставляется значительная скидка — от 30 до 50%.
   «С учетом летнего сезона это нормально. Однако насколько уместна будет такая скидка осенью, сказать сложно», — рассказала порталу руководитель рекламной группы «Пеликан» Наталья Волынская. По ее словам, сейчас у РГ «Пеликан» пустует до 50% наружных щитов (прошлым летом пустовало 20-30): многие заказчики «слетают», отказываясь от рекламы из-за тяжелых финансовых условий. «Пока социальную рекламу можно назвать скорее не помощью, а подспорьем — заказы только начали поступать. Особых проблем в реализации проекта мы не испытываем — сейчас идет стадия креатива, разработок, согласования с заказчиком. Единственное — многие ключевые контактные лица из числа госслужащих сейчас находятся в отпуске», — уточнила г-жа Волынская.
   В общей сложности на социальную рекламу в этом году будет потрачено более 10 млн руб. 5 млн из них выделит городской бюджет, столько же – областной (в том числе в рамках региональной программы развития малого предпринимательства). 1,5 млн руб. в виде дополнительных эфиров, газетных полос и прочего добавили «сверху» по собственной инициативе сами рекламисты. В ближайшее время власти намерены продолжить активный пиар разнообразных мер поддержки начинающих бизнесменов: грантов на открытие своего дела, фонда гарантийных поручительств, поддержке молодежного предпринимательства, а также разместить информацию об инновационных проектах.
   Между тем, по мнению некоторых членов АКАУ, бюджетные средства, предназначенные на социальную рекламу, распределили не совсем верно. «Мировой опыт в этой области свидетельствует, что затраты на изготовление и размещение «социалки» распределяются следующим образом: 70% — телевидение и радио, и 30% — все остальное. У нас же большинство средств пошло на наружку и газеты», — собщил порталу «Ульяновск online» источник в одном из рекламных агентств. По его словам, часть членов АКАУ недовольны тем, что некоторые фирмы, имеющие поддержку во властных структурах, получили приоритет в заказах.
   Два основных вопроса, которые волнуют сейчас рекламистов: даст ли социальная реклама какой-то эффект и не получится ли так, что деньги, затраченные на нее, просто уйдут «в воздух».
   «В рамках целого комплекса мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, социальная реклама, «завлекающая» людей в бизнес, нужна. Но, как известно, сколько ни говори «халва», слаще во рту не станет. Для того чтобы все больше ульяновцев открывали свое дело, нужно создать соответствующие условия, дать дешевый, а еще лучше, бесплатный «пропуск» в бизнес», — считает директор Ульяновского социально-делового центра Виктор Сидоренко.
   По словам специалиста научно-исследовательского центра «Регион» Дарьи Карзановой, эффективность социальной рекламы, в отличие от коммерческой, просчитать сложно. «Она действует в долгосрочной перспективе: ожидать от нее эффекта «здесь и сейчас» не стоит. Однако если социальная реклама сделана правильно, качественно, то она привлекает внимание к проблемам и несет определенную информационную нагрузку. Но есть и проблема: в нашем обществе люди не верят социальной рекламе. Изначально ее использовали в коммерческих целях: под социальную «маскировалась» коммерческая реклама. Но чем больше будет социальной рекламы, чем качественней она будет, тем большего эффекта можно от нее ожидать», — считает г-жа Карзанова.