31.07.2009 Агрессивная реклама машин приводит к ДТП Самоуверенность российских водителей, подогреваемая рекламой автомобилей, вкупе с усталостью и нарушением правил приводит к росту числа ДТП с большим количеством пострадавших, считает известный российский психиатр, заместитель директора Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Зураб Кекелидзе. Россия лидирует по числу смертей "на дорогах" в Европе: более 10 тысяч человек погибли за первое полугодие этого года в дорожно-транспортных происшествиях. И хотя это на 13% меньше, чем в январе-июне 2008 года, произошедшие в июле крупные аварии с большим количеством жертв вызывали среди населения большой резонанс и ощущение, что в деле профилактики ДТП не все благополучно. По словам Кекелидзе, для России дополнительным фактором риска, помимо плохих дорог и неудовлетворительного технического состояния автотранспорта, является хамство на дорогах, когда водители, нарушая правила, подвергают опасности себя и других людей. "Безусловно, нужно воспитывать культуру вождения. Должно быть четкое представление, что неверное поведение на дороге может привести к катастрофе",- сказал Кекелидзе. "Раньше, когда машин было мало и случалась беда, погибали один-два человека, а сейчас, с развитием транспортного сообщения и туризма, малейшее нарушение правил вызывает гибель десятков людей", - отметил он. Кекелидзе считает, что навыки самоуверенного вождения у российских автовладельцев во многом формируются рекламой. "Нам говорят: "твоя машина - это твой характер", "докажи, что ты первый". У водителя, севшего за руль, создается впечатление, что он - король на дорогах", - сказал психиатр. "Превосходство, которое он не может проявить в другом месте, он проявляет за рулем, а этого делать категорически нельзя",- добавил он. Врач также считает, что большое количество ДТП связано с человеческим фактором, с переутомлением. Он напомнил, что ежегодно разные страны мира сталкиваются с ростом числа ДТП в определенные периоды. По мнению Кекелидзе, график работы водителей автобусов и большегрузных машин практически никем не контролируется. При этом существует норма, по которой при поездке на длительные расстояния каждые два часа водитель должен делать перерыв или меняться с напарником. Ночной сон водителя должен составлять не менее 8 часов, чтобы он был внимателен и сосредоточен на дороге. "Поле внимания водителя, куда входит не только дорога, но и маневры других участников движения, при усталости снижается", - сказал психиатр. Однообразная дорога с хорошим покрытием может утомить шофера не меньше, чем сложная трасса с выбоинами и колдобинами. Определенную роль в участившихся случаях ДТП, по словам Кекелидзе, может играть плохое техническое состояние автотранспорта, который сегодня выдерживает большие нагрузки. Эксперт не исключает, что к обострению ситуации привел и мировой экономический кризис. "Сейчас идет интенсификация труда во всем мире во всем мире, это тоже может сказываться",- сказал врач. |