09.06.2010 ФАС предложила запретить слова "лучший", "абсолютный" в рекламе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила поправки в закон "О рекламе", запрещающие употребление слов в превосходной степени. Соответствующий проект был опубликован накануне на сайте ведомства. В документе содержится список определений, которые предлагается считать незаконными в рекламе товаров и услуг. Это слова: "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "первый", "единственный" и словосочетаний с их использованием, а также слова: "лидер", "главный", "номер 1", "№ 1" и образованные от них словосочетания. Запрет не распространяется на случаи, когда указанные слова и словосочетания являются частью средства индивидуализации юридического лица или товара, названия (индивидуального обозначения) обособленного имущественного комплекса либо сведений о местонахождении и иной контактной информации, говорится в законопроекте. Действующая редакция закона о рекламе запрещает использование слов в превосходной степени, только если формулировка необоснованна, а также недобросовестную рекламу, если в ней есть некорректные сравнения рекламируемого товара с другими, представлеными на рынке. Подобные рекламные ролики или слоганы регулярно становятся предметом разбирательств ФАС. Чтобы соблюсти требования закона, рекламодатели, используя слова "самый", "лучший", "единственный" и др., дают ссылку на результаты опросов либо конкурсов, подтверждающих преимущества данного товара перед остальными. Однако в большинстве случаев такие исследования не являются достаточно репрезентативными, а вывод о преимуществах предмета рекламы основан на мнении незначительного круга лиц, отмечает ФАС. Часто в рекламе используются ссылки на устаревшие опросы или исследования, а такая информация "может создавать у потребителей ожидания, не соответствующие реальным свойствам рекламируемого товара", пишут авторы законопроекта. В этой связи ФАС предложила вообще запретить использование превосходной степени в рекламе. Поправки в закон были подготовлены еще в прошлом году - как рассказывал в ноябре замглавы службы Андрей Кашеваров, в документ были внесены все слова, относящиеся к превосходной степени, которые разработчики нашли в словарях. Подобные выражения также широко используются в рекламе финансовых услуг: "самый доступный кредит", "самые низкие ставки", "самые выгодные условия", "максимальный процент", "самые выгодные сбережения", "самый динамично развивающийся банк", "лучший региональный банк", "лидер рынка" и др., говорится в пояснительной записке к законопроекту. В нынешних условиях, когда финансовые услуги пользуются большим спросом, достоверность рекламы имеет существенное значение для защиты экономических прав граждан и организацией, отмечается в документе. Однако часто из рекламы потребители не получают информацию о рекламируемом товаре в доступной форме и в полном объеме. Расшифровку рекламодатель обычно дает нечитаемым шрифтом (например, "самый высокий доход по вкладу" с уточнением мелким шрифтом "*среди вкладов банка с аналогичными условиями"), приводит пример ФАС. В телеэфире о преимуществах рекламируемого товара дается звуковая информация, а уточняющие сведения включены в видеоряд. Новая редакция закона обязывает рекламодателя сообщать обо всех условиях в тексте рекламы "шрифтом одинакового размера". Кроме того, если речь идет о кредитных услугах, реклама должна содержать все условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее (при указании величины процентной ставки по кредиту также должна быть указана его полная стоимость), следует из законопроекта. |