30.08.2010  ФАС предложил запретить использовать в рекламе превосходные степени

   Предупреждением отдельным рекламодателям завершилось заседание Экспертного совета Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по применению законодательства о рекламе, прошедшее 30 августа в здании ФАС России под председательством заместителя руководителя ФАС России Андрея Кашеварова.
   Членам Экспертного совета был продемонстрирован видеоролик, рекламирующий туалетную воду «Lacoste Challenge», в котором молодой человек прыгает за висящей в воздухе туалетной водой на капот, а оттуда на крышу автомобиля. Слоганы, сопровождающие ролик, таковы: "Жизнь – игра. Брось вызов. Let’s go!" (англ. – Давай!)
   Перед обсуждением видеоролика Андрей Кашеваров предложил экспертам высказаться, представляет ли собой видеоряд ролика чистую фантазию или нечто, имеющее отношение к реальности, имея в виду реальный прыжок на машину как действие хулиганское и асоциальное.
   Член Экспертного совета Фёдор Борисов заявил, что данная реклама слаба прежде всего как художественное произведение, и таких в России, к сожалению, чуть ли не большинство, однако рассматриваемый видеоролик не указывает конкретно: кому принадлежит машина, не показывает возможных вмятин от прыжка, не ставит машину в центр видеоряда, и не является, таким образом, провоцирующей на асоциальные действия.
   «Если сделано плохо, сам рынок и накажет», - считает Ф.Борисов.
   Член Экспертного совета Вячеслав Черняховский отметил, что в видеоролике не содержится призывов к массовым нарушениям общественного порядка.
   «Достаточно сопроводить данный ролик надписью, ставшей повседневной практикой при видеопоказах трюков, - «не пытайтесь повторить». Беда нашей рекламы в том, что она часто строится весьма лапидарно, подход ее к изображению достаточно буквалистский», - подытожил В.Черняховский.
   Член Экспертного совета Дмитрий Бадалов напомнил, что реклама прежде всего создаёт впечатление от бренда и товара, а также предлагает модель поведения.
   Член Экспертного совета Борис Еремин заметил, что модель поведения в рекламе присутствует, но осудить видеоролик за призыв к такому поведению невозможно.
   Представитель рекламодателя обратил внимание на то, что выводы об асоциальном поведении героя ролика могли бы быть куда справедливее, если бы на изображенной улице был еще хотя бы один человек.
   «В ролике нет людей, а значит, нет и общественной среды, против которой мог бы действовать молодой человек. Мы показывали этот ролик всего месяц, в сентябре 2009-го года, и с тех пор переделали его: молодой человек больше не прыгает на капот машины, а отталкивается от бордюра», - возразил прозвучавшим мнениям представитель рекламодателя.
   «Если при последующих показах ролик останется в том виде, в каком мы его показали сейчас, мы возбудим дело и снимем его с эфира. В рекомендации Экспертного совета имеет смысл включить рассмотрение регистрации слов Let’s go в качестве товарного знака», - подвёл итог обсуждению А.Кашеваров. Шестью голосами против четырёх Экспертным советом ФАС было решено не применять против рекламодателя никаких санкций.
   Далее был рассмотрен вопрос о наружной рекламе туристического агентства «Попути» (Самара), изображающую лежащую на пляже молодую женщину в бикини, сопровождаемую по левому краю баннера надписью «КУБА. – 15%». В процессе обсуждения эксперты сошлись на том, что нарушения закона о рекламе данная реклама не содержит.
   Зато наружная реклама туристического агентства «Пан-Турист» (Саратов) с крупным изображением женских ягодиц и надписью «Всё включено» практически единодушно была отмечена как непристойная, и об этом решении Экспертного совета будет немедленно сообщено в территориальное управление ФАС России по Саратовской области.
   А.Кашеваров рассказал о вносимом в Правительство РФ России законопроекте, запрещающем использование в рекламе таких слов, как «лучший», «самый», «N 1» и некоторых других из того же образно-смыслового ряда.
   «Перечень производных от этих слов открыт, а список базовых слов закрыт. В скором времени инициатива ФАС России, разработавшей данный законопроект, будет обсуждаться на правительственной комиссии по законодательству, а затем поступит на рассмотрение в Госдуму. Как правило, жалоб на использование кем-либо в рекламе слов «лучший», «первый» и т.п. приходит по нескольку штук от разных конкурирующих структур, и потому данным законопроектом мы защищаем большинство», - пояснил А.Кашеваров.
   Законодатели, по его словам, рассмотрят вскоре и другое предложение, внесенное Минпромторгом РФ в части изменения некоторых технических регламентов закона о техническом регулировании: о том, чтобы звук рекламы, прерывающей показ телепрограмм, был на 6 децибелл ниже, чем звук телепрограмм.
   «В августа подобная норма вступит в силу в Великобритании. Можно констатировать, что мы здесь идём в ногу с развитыми странами мира, предложениями Евросоюза по данному поводу», - заключил А.Кашеваров.
   Федор Борисов предложил установить для рекламодателей, замеченных в использовании слов «первый», «самый» и т.п. определенный переходный период, в течении которого они могли бы без больших финансовых потерь перейти на рекламные слоганы, не противоречащие новому закону.