09.12.2010  Челябинское УФАС требует запретить рекламу о людях-лисах

   Челябинское УФАС России направило телекомпаниям г. Челябинска письма с рекомендацией не распространять в эфире телеканалов рекламу «Вкусно! Эксперты рекомендуют! Аргаяша», в которой присутствуют образы мужчины и женщины в роли родителей, а также несовершеннолетние с лисьими головами.
   В настоящее время Челябинское УФАС России готовит материалы для возбуждения дела о нарушении рекламного законодательства по факту распространения рекламы «Аргаяша».
   По мнению антимонопольного органа, присутствие в рекламе образов людей, у которых вместо головы на плечах показана лисья голова, а вместо речи звучит рычание и вой, в сочетании с мелькающими кадрами вызывает отрицательные эмоции, страх и побуждает к панике. Эффект превращения из людей с человеческими головами в людей с лисьими головами, сопровождающийся издаваемыми данными существами звуками в виде рычания, в целом формирует негативное отношение к персонажам сюжета, направлен на создание представления о человеке как о животном и является оскорблением человека как личности.
   В данной рекламе содержатся признаки нарушения общепринятых норм морали и нравственности, что противоречит требованиям ч.6 ст.5 Закона о рекламе.
   Согласно ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
   Присутствие в сюжете несовершеннолетних, издающих рычание, в сочетании с их изображением в виде детей с лисьими головами, меняющимися на изображение лиц детей, лающих и скалящих зубы, способствует формированию модели агрессивного поведения у несовершеннолетних и в целом наносит вред их нравственному и духовному развитию.
   Согласно ст.14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» предусмотрена защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
   Согласно с.11 ст.5 ФЗ «О рекламе» при производств, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ.
   Таким образом, размещение указанной рекламы также содержит признаки нарушения ч.11 ст.5 ФЗ «О рекламе».