9-го декабря в уютном пространстве after7 состоялась премьера спектакля творческой группы Вертикаль «Формула счастья».
Этот спектакль поставлен по мотивам пьесы Екатерины Файн «Кроме пятницы и воскресенья». Наиболее важным после просмотра спектакля мне показалось то, как в нем через сложность самой пьесы реализуется сложность театральной реальности.
Спектакль разворачивается на нескольких уровнях: это игра актеров, эта реальность предметов, это речитатив, мультипликация (Константин Бриллиантов, Галина Белинская), музыка (Андрей Чанцев). Взаимосвязь и наложение этих уровней усложняет реальность спектакля и через эту сложность позволяет по-другому посмотреть на современность, в которой мы живем. Мы каждый день видим огромное число людей, слышим разговоры, говорим, вспоминаем, бежим, на нас обрушивается колоссальный объем информации через Интернет, телевизор, с газетных полос и рекламных плакатов. Поэтому самая первая сцена как в коробочке заключает в себе эти условия спектакля: это четыре очень одиноких человека, которые находятся рядом, но не видят друг друга.
Спектакль анонсировался вопросом «можем ли мы изменить нашу жизнь?». Это действительно спектакль о «возможности»: она все время присутствует в нем как то, что сбылось, или же не сбылось. Рассказывают свои истории Полина и Валера – и в них много тихой горечи и сожаления о том, что они хотели, и о том, что в итоге получилось. И именно в момент, когда сотрясается прежний строй их жизней (Полина сталкивается с Мелиссой, до Фимы доходит, что Валера правда может оказаться любовником его жены), они слышат тиканье часов. Часы всегда отсчитывают время, они символизируют его беспощадное течение. И именно они соединяют Полину и Валеру, оставляя их вдвоем, превращаясь в отсчет времени, которое у них есть для того, чтобы что-то изменить. Когда кактус расцветает, становится понятно, что это возможно. Но вот в дверь звонят, и Полина просит Валеру в последний раз ненадолго спрятаться в ковер. Когда Фима уходит, она не находит Валеру. Он исчезает, потому что исчерпывается этот шанс: время истекло, и он остается для Полины еще одной историей, которая не сбылась.
Кажется, что невозможность что-то изменить выглядит почти как фатальность: Полина остается одна и под накатывающие волны пронзительной музыки берет в руки аквариум с рыбкой. Но спектакль заканчивается не этим. Свет гаснет, к Полине присоединяются остальные герои и они все вместе они смотрят, как на экране улетает ввысь воздушный шар, а на нем - мышка и спасший ее от гибели слон. Здесь сходятся все уровни условности представления: актеры смотрят на экран, как смотрят на него вместе с ними зрители. Поэтому «возможность» остается здесь чистым концептом: она всегда подразумевает под собой то, что случается и то, что не случается. Спектакль оставляет нас со знанием о возможности счастья.
вКонтакте: http://vkontakte.ru/club11015828
вэб: http://www.1alb.ru/