26.04.2013 15:12
Мероприятия.
Просмотров всего: 9792; сегодня: 2.

SPN Ogilvy и The Holmes Report говорили о построении бренда России

Вечная тема в актуальном контексте. О бренде нашей страны и о том, как бренды компаний и продуктов влияют на его формирование, говорили 24 апреля в Москве на круглом столе «”Эффект матрешки”: лицо России внутри и вовне», который провели ведущий мировой аналитик PR-индустрии The Holmes Report и коммуникационное агентство SPN Ogilvy.

Мероприятие, проходившее в пространстве Digital October, стало дебютом The Holmes Report в России – подобные дискуссии, посвященные насущным вопросам развития отрасли, с успехом проходят в разных странах мира. Арун Судаман, партнер и шеф-редактор The Holmes Report, подчеркнул, что российская индустрия PR демонстрирует впечатляющую динамику развития, как по количественным, так и по качественным показателям, и появление The Holmes Report в нашей стране является тому признанием.

По словам Аруна, присутствие России на международной арене становится все более заметным – в первую очередь, в лице российских компаний, выходящих на мировой рынок, а также в свете политических преобразований и грядущих спортивных событий. Поэтому вопрос национального бренда, с учетом растущей глобализации, приобретает особую важность – ведь, в конечном итоге, это влияет на успех отечественного бизнеса в мире и на способность страны привлекать зарубежные инвестиции.

Арун привел удачные и неудачные примеры взаимовлияния корпоративного бренда, бренда продукта и бренда страны. Так, «Сингапурским авиалиниям» удалось во многом изменить представления о Сингапуре в лучшую сторону, а вот настороженное отношение к Китаю в США помешало компании Huawei укрепиться на данном рынке. Эксперт подчеркнул, что, по данным последних международных исследований (fDi, Futurebrand), репутация России как направления инвестиций довольно прочна – страна находится на четвертом месте среди европейских направлений – однако количество проектов сокращается, а бренд России находится в состоянии упадка (соседствуя с Пакистаном и Парагваем). Профессионалы в области PR и маркетинговых коммуникаций могут и должны помочь это изменить, ради общего блага – широкие возможности для этого открывают грядущие Универсиада, Зимняя Олимпиада и Чемпионат мира по футболу. Ссылаясь на Олимпийские игры в Лондоне, Арун подчеркнул, что подобные мероприятия помогают изменить не только имидж государства за рубежом, но и то, как граждане видят свою страну, бизнес, культуру и себя самих, что тоже исключительно важно.

Андрей Баранников, генеральный директор SPN Ogilvy, модерировавший дискуссию, обозначил ряд вопросов, влияющих на международный имидж России и, в частности, ее низкие позиции в рейтинге туристической привлекательности: это и проблемы с инфраструктурой, и отсутствие культуры общения с международной аудиторией (спикеры вспомнили истории с французскими биатлонистками, которых по приезде в Сочи четыре часа продержали на границе, и с белорусскими, которым предприимчивые местные жители продали стиральный порошок за 6000 руб.).

Андрей Баранников отметил, что российские бренды, к сожалению, не известны в мире: единственный бренд «российского происхождения», фигурирующий в ТОП-100 глобальных брендов, по версии Interbrand – водка Smirnoff. Модератор обратился к профессиональному сообществу с вопросом: что мы можем противопоставить всей этой критике и проблемам? – и призвал коллег, не отрицая правды, «говорить о хорошем», транслировать ту позитивную информацию, которая у нас есть. В заключение Андрей Баранников показал аудитории эксклюзивное видео из последней программы телеканала «Дождь» «Господин хороший», вышедшей в эфир в минувший понедельник. В ролике на стихи Дмитрия Быкова Михаил Ефремов в образе старухи из сказки «Золотая рыбка» обыгрывает проблемы коммуникации имиджа страны.

Ольга Подойницына, управляющий директор, глава глобального департамента корпоративных отношений и маркетинга «ВТБ Капитал», говорила о возрастающей важности роли продуктовых и корпоративных брендов для построения бренда национального: «Бизнес – это авангард международного диалога, коммуникатор и медиатор. То, как он выглядит, что говорит и что делает, формирует понимание того, можно ли работать с этой страной». Во внешних коммуникациях ВТБ информации о компании всегда сопутствует тема России, что вносит вклад в понимание страны в целом.

По словам эксперта, если раньше, говоря «Сделано в России», мы противопоставляли себя другим государствам, то сейчас, обсуждая бренд страны, мы воспринимаем ее как часть глобального сообщества и говорим о ее месте в мире. На примере исследований Ольга продемонстрировала, как то, что говорится в СМИ о России, влияет на мнение о ней инвесторов, отметив, что, к сожалению, международные медиа находятся под влиянием все тех же стереотипов, что и 5-6 лет назад: Россия – это все те же матрешки, водка, икра, Калашников и девушки. При этом спикер обратила внимание на то, что в глазах инвесторов образ России имеет как отталкивающие, так и привлекательные характеристики. Последние связаны не только с экономическими, но и с интеллектуальными, и культурными ресурсами – именно их мы должны более активно транслировать ключевым «десижн-мейкерам» международного сообщества. И хотя стереотипы все еще сильны, эволюция в восприятии России налицо, и скупые «спасибо» от зарубежных инвесторов и журналистов дорогого стоят.

Петр Лидов, директор по связям с общественностью ОАО «МегаФон», поспорил с предыдущими спикерами, подчеркнув, что неверно говорить о создании имиджа нашей страны как единого везде и для всех. Опираясь на собственный опыт работы по всему миру, он указал, что восприятие России в разных странах будет различаться, в зависимости от истории наших взаимоотношений, а также от национальных ценностей. Если Запад, где демократия – превыше всего, относится к России критически, то, например, Китай, где ценится сила, нашу страну очень уважает. Важен и сектор, о котором идет речь: российские нефть, газ и банковская сфера очень импонируют зарубежным инвесторам, тогда как в области туризма никто не назовет Россию привлекательной (модератор Андрей Баранников ответил на это предложением продвигать путешествия по России как экстремальный туризм). Наконец, геополитический имидж страны и образы ее лидеров также формируют контекст ее восприятия.

Петр заострил внимание на отношении к России ее граждан, подчеркнув, что, при показном патриотизме, русские не ценят свою страну и культуру – это проявляется, в частности, в засилье иностранных слов. Спикер провел параллель с XVIII веком, когда дворяне любили рассуждать о судьбе России – на чистом французском языке.

Разговор на тему имиджа России был бы односторонним без участия представителей госструктур. Олег Беляков, советник руководителя Россотрудничества, вспомнил высказывание посла Швейцарии в России: «Я еще никогда не был в стране, представления о которой настолько сильно расходились бы с действительностью». К сожалению, все попытки улучшить имидж страны, до сих пор предпринимавшиеся на федеральном уровне, не смогли нивелировать сложившееся негативное отношение к ней. А между тем, недоверие обходится стране очень дорого – вспомнить хотя бы, сколько стоила экологическая экспертиза проекта «Северный поток»! Одна из главных проблем – в том, что «ответственного» за формирование имиджа страны нет – однако, по мнению Олега Белякова, это дело всех: государство, бизнес и PR-сообщество выступают здесь «в одной упряжке». «Продвижение национального бренда связано с продвижением национальных брендов», – отметил он.

Другая проблема, по мнению спикера, в том, что мы не до конца осознаем собственные ресурсы: новое поколение не чувствует связи с культурно-историческим наследием страны. Необходимо вернуть эту связь, показать, что наше наследие не исчезло, а живет здесь и сейчас – ибо это одна из самых сильных сторон России, в том числе, в глазах международного сообщества. Мощный ресурс, потенциал которого недооценивается – это и русский язык, который не только распространяет культуру России, но и влияет на ее экономические позиции в мире (ведь то, на каких языках говорят кадры, определяет, с какими странами они будут сотрудничать). В развитии центров русского языка и культуры по всему миру Олег Беляков видит возможность для сотрудничества государства и бизнеса.

Игорь Игнатьев, заместитель председателя правления концерна «Шелл» и президент Ассоциации корпоративных медиа России, поддержал тезис о том, что для успеха на международном рынке отечественным компаниям необходимо помнить, что Россия является частью глобального мира. В важности глобального видения он убедился, в частности, в период работы над проектом «Сахалин 2», где малейшее событие на нефтяной платформе мгновенно становилось новостью мирового порядка. Задачей компании было воспитать в сотрудниках понимание того, что действия каждого из них формируют представление о России как о глобальной энергетической державе.

Безусловно, страны конкурируют между собой по имиджу, однако, судя по довольно скромному объему прямых иностранных инвестиций в РФ, наша страна эту борьбу пока проигрывает. С точки зрения технологий, Игорь Игнатьев видит проблему в слепой вере в рекламу и PR, при отсутствии четкой оценки эффективности имиджевых кампаний, а также системы работы с зарубежной аудиторией. В этом отношении брендинговый подход представляется спикеру более перспективным.

Лев Кошляков, заместитель генерального директора по корпоративным коммуникациям UTair, отметил, что проблема имиджа России является «вечной»: еще в 70-х годах на государственном уровне ставилась задача формирования надлежащего восприятия страны. Как показывает практика, «директивный» подход не приносит результатов. Однако многие компании добиваются заметных успехов в данном отношении, каждая на своем поле деятельности. Вступая на глобальную арену, по мнению эксперта, необходимо, прежде всего, думать о ценностях, которые мы туда несем. Так, для себя Лев Кошляков определил следующую ценностную комбинацию: «международная компетенция компании с российским опытом».

Обыгрывая тему матрешки в названии круглого стола, спикер изящно завершил выступление высказыванием У.Черчилля: «Россия – это загадка, объятая тайной, внутри неизведанного». Так, может быть, в этом и состоит наш бренд?..

В адрес организаторов дискуссии часто звучали слова благодарности от участников за поднятие столь острой темы. Разговор получился насыщенным и оживленным, и вызвал множество реплик из зала. «Не думал, что бренд России вызовет столь эмоциональное обсуждение», – признался Арун Судаман. Безусловно, за два часа невозможно разработать стратегию формирования имиджа страны, однако и эксперты, и слушатели согласились с тем, что для страны в целом и для каждой российской компании и бренда важно следующее:

• Мыслить в глобальной перспективе;

• Говорить правду о проблемах, параллельно предпринимая конкретные меры по их решению;

• Ценить и использовать имеющиеся ресурсы;

• Начинать с мелочей – таких, как надписи на английском в метро, издание журнала на русском языке в других странах и достойное поведение туристов за рубежом.

Тематические сайты: PublisherNews - портал системы продвижения публикаций, Бренды, Реклама и PR
Сайты субъектов РФ: Москва
Сайты стран: Парагвай

Ньюсмейкер: SPN Ogilvy — 136 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...