18.04.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 5020; сегодня: 1.

PR-служба: бизнес-подразделение или творческая мастерская непризнаных гениев?

Можно ли в принципе и если да, то как, посчитать эффект работы PR-специалистов? Этот вопрос обсуждается на протяжении последних 5-и лет – с тех пор, как PR перестал быть экзотикой и прочно вошел в систему современного бизнеса. Для большинства бизнес-процессов и бизнес-функций существуют собственные методики, индексы, показатели и критерии успешности – от финансов до маркетинга и HR. В случае с PR общий подход только вырабатывается: какие методики оценки оптимальны, какие есть плюсы и минусы существующих инструментов, что реально используется в компаниях, насколько теория расходится с практикой? Эти вопросы стали предметом обсуждения участников круглого стола «Оценка эффективности PR-деятельности компании», состоявшегося 8 апреля 2010 года.

Организатором мероприятия выступило агентство коммуникационного менеджмента «Принцип PR» при содействии УК «Арпиком».

«Мы попробуем ответить на извечный вопрос: можно ли оценить эффективность PR-деятельности компании и если да, то какие методики и инструменты можно для этого использовать», - определила направление дискуссии генеральный директор агентства «Принцип PR» Наталья Анисимова.

В процессе обсуждения темы участники круглого стола представили, как минимум, три подхода к оценке эффективности PR. Первый - через результативность подразделения, с которой PR выполняет определенную задачу. Второй подход предлагает использовать в качестве критерия социальную капитализацию компании. Третий, наиболее распространенный подход, использует несколько показателей и может быть определен как рациональный.

Руководитель пресс-службы ФК «Открытие» Мария Разумова представила практику использования первого подхода. «PR – творческая профессия, оценить объективно ее довольно сложно. Продуктивнее рассматривать PR-деятельность, обратившись к смежным профессиям», - считает Мария Разумова. Свое мнение она проиллюстрировала практикой взаимодействия PR-департамента и специалистов Investor relations (IR). «Тенденции рынка показывают, что на аудиторию, с которой работает IR-отдел (аналитики, акционеры, потенциальные инвесторы), восприятие компании общественностью оказывает такое же воздействие, как прямые финансовые коммуникации, объявления о финансовых результатах. IR-специалистам необходимо добиться, чтобы публичное восприятие компании и ее руководства подтверждало и усиливало информацию, передаваемую инвестиционному сообществу», - отметила Мария Разумова. Взаимодействие между PR- и IR-отделами компании позволяет избежать репутационных рисков, таких как неправильная трактовка информации, непредсказуемая реакция инвесторов на возможное некорректное сообщение и дает возможность корректировать отношения компании со СМИ. «Объединение усилий PR- и IR-cлужб поможет наладить взаимосвязь и с журналистами, и с инвесторами, а также послужит защитой в случае информационного кризиса», -заключила Мария Разумова.

Второй подход предложила Лидия Шарохина, руководителя PR-службы компании MOZAIK Development: «Социальная капитализация компании как критерий оценки эффективности PR-деятельности». Как отметила Лидия Шарохина, ключевая задача PR-деятельности компании – приобретение социальных связей в широком смысле, т.е. накопление социального капитала. По версии спикера, продукт социального капитала – общественное доверие, его основу составляет репутация, которая может давать 70-80% стоимости бизнеса. Составляющие социального капитала компании – ее сотрудники, акционеры и инвесторы, клиенты, партнеры, общественные объединения, GR и СМИ. Способы приобретения социального капитала – различные социальные и деловые проекты. Кроме того, существуют методики оценки нематериальных активов компании. «Я предлагаю коллегам взять критерий «Социальный капитал» на вооружение в своей работе, обсудить и детально его проработать для придания статуса такому подходу на уровне PR-сообщества», - обратилась к участникам Лидия Шарохина.

Трое участников круглого стола представили подход, который можно определить как рациональный, поскольку он использует систему разных показателей и индексов. В частности, Ия Кузьменко, руководитель проектов департамента по связям с общественностью компании «Тройка Диалог» отметила в числе базовых критериев: количественные и качественные показатели мониторинга, анализа информационного поля; финансовые и маркетинговые (Сost effective) показатели, операционные, а также данные коммуникационного аудита. Используя эти критерии, она представила анализ эффективности PR-сопровождения сделки между компанией «Тройка Диалог» и группой Standard Bank, PR-value которой в «Тройке Диалог» оценили в 1,5 млн долларов.

В российском офисе компании Disney эффективность коммуникационной деятельности оценивается по принципу KPI. Как отметила PR-директор компании Disney в России Елена Ямщикова, система включает в себя три индекса: Media Presence (упоминаемость в СМИ компании, ее брендов и ее продукции), Media Favorability Index (характеризует благоприятность публикаций о компании и ее продукции), Media Quality Index (относительный показатель, характеризующий качество публикаций о компании и ее продукции), PR-Value (эквивалент совокупной рекламной стоимости публикаций). При этом, KPI применяется как для оценки ежемесячной динамики изменения информационного поля, так и для измерения качества работы со СМИ по отдельным проектам.

Сопоставимый подход использует ОАО «Вымпелком». Однако, Роман Соколов, старший менеджер по связям с общественностью компании, предложит разделить формальные и неформальные критерии оценки эффективности PR. К формальным он отнес долю компании на информационном поле, цитируемость руководителей, число «идеальных публикаций», медиа-охват, PR-value, уровень проникновения ключевого сообщения. «Выполнить все показатели, в том числе добиться большого числа публикаций не сложно. Но значит ли это, что мы все делаем правильно?», - отметил Роман Соколов, обратив внимание на еще один «вечный» вопрос оценки эффективности связей с общественностью. «PR-служба – это бизнес-подразделение, а не творческая мастерская непризнанных гениев, необходима 100% вовлеченность в бизнес компании», - заявил он.

В оценке результатов работы PR-отдела Елена Сосновцева, начальник отдела по связям с общественностью Банка Сосьете Женераль Восток, выделила три основные группы параметров. Первая - экономическая оценка как оправдание бюджетных затрат на PR. Вторая – результативность как достижение желаемых эффектов PR-коммуникации. И третья - целесообразность как определение соответствия PR-решения текущей ситуации и профессиональным требованиям. Для оценки эффективности отдельно взятой PR-кампании в Банке используется собственная методика, которая использует такие инструменты как оценка публикаций с использованием PR-техник, опросы СМИ, лидеров мнений и потребителей, анонимные почтовые опросы сотрудников банка и телефонные интервью с участниками акции.

Таким образом, обсуждение темы оценки эффективности PR во время круглого стола показало, что, с одной стороны, формируются продиктованные практикой бизнеса подходы, использующие схожие критерии и инструменты оценки. С другой стороны, апробированные и успешные практики, скорее всего, еще нескоро приобретут признание и в среде PR-профессионалов, и у руководителей бизнеса. Но, может быть, именно сейчас PR-сообщество на пути к созданию системы оценки эффективности своей работы, сопоставимой с международными стандартами финансовой отчетности?

Справка об организаторе:

Агентство коммуникационного менеджмента «Принцип PR» создано в 2001 году. Агентством реализовано более 100 проектов для международных и российских компаний, регионов России и стран СНГ. Среди клиентов Агентства – «Данон Россия», «Кимберли Кларк», «ЕвроХим», «Интегра», «АВТОВАЗ», «Сибур - Минеральные удобрения», «Русский продукт», «Ударница» и целый ряд других компаний. «Принцип PR» - инициатор и соорганизатор более 10 конференций и 40 дискуссионных круглых столов для профессионалов в области PR, HR и корпоративных коммуникаций.


Ньюсмейкер: Приницп PR — 4 публикации
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...