13.03.2011 00:00
Новости.
Просмотров всего: 6895; сегодня: 5.

«Итальянский квартал» и его классические архитектурные прототипы

Комплекс элитных особняков «Итальянский квартал» во многих смыслах связан с итальянской классической архитектурой. Представляем вашему вниманию 10 архитектурных ассоциаций проекта «Итальянский квартал» с классической архитектурной традицией Италии.

РИМСКИЙ ТЕАТР

Никто еще не придумал строить жилой квартал в форме амфитеатра. Это самая главная находка и изобретение Михаила Филиппова. Изначально амфитеатр возник в Древней Греции, но именно римляне развили эту форму до совершенства. Именно они понастроили амфитеатров по всей Римской империи, многие из которых сохранились до сих пор. Амфитеатр - это нечто вроде стадиона с трибунами, которые поддерживаются субструкциями.

СТЕНА КОЛИЗЕЯ

Ряд арок, покрытых рустом, – мотив, взятый из Колизея, самого большого и знаменитого античного театра (I век н.э.), руины которого находятся в Риме. Эти аркады оформляют первый ярус нескольких корпусов Итальянского квартала. Михаил Филиппов не копирует буквально, а творчески приспосабливает мотив к схеме современного многоквартирного дома. Он растягивает арки на два этажа. Он отказывается от ордерных элементов, которые есть в Колизее. Здесь бы они мельчили масштаб.

ДВОРЫ РЕНЕССАНСНЫХ ПАЛАЦЦО

«Итальянский квартал» имеет уникальную систему дворов, которые соединены между собой ренессансными арками с муфтированными колоннами. Привычка украшать дворы колоннами и арками идет от палаццо и вилл эпохи Возрождения. Этот прием, кстати, оценили еще архитекторы Серебряного века – эпохи расцвета неоклассической архитектуры и предпринимательства.

ТЕРРАСЫ

Появление в Москве террасного дома - большое событие. Террасы – это то, чего так не хватало столице. Невозможно представить итальянские, да и любые средиземноморские города без террас. Особенно эффектно террасы смотрятся в прибрежных городах, расположенных на холме. Именно с таким городом на холме ассоциируется «Итальянский квартал», поскольку его радиальные корпуса постепенно понижаются от десяти до четырех этажей. Это дало возможность устроить террасы во многих квартирах. Террасы живописны, потому что на них приятно смотреть снаружи. Они поэтичны, потому что на них приятно завтракать и ужинать. Терраса дает сочетание пребывания на воздухе с домашним комфортом и защищенностью. Раньше российский климат казался препятствием для террас. Но при современном уровне технических возможностей снег и сосульки уже не являются проблемой. Наконец, благодаря террасам, в «Итальянском квартале» появились технические ноу-хау. Вмонтированные в стены вентиляционные устройства решают вопрос с очищением воздуха и с поглощением посторонних запахов, поднимающихся в террасных домах снизу вверх.

ОКНА В СТИЛЕ ПАЛЛАДИО

Окна «Итальянского квартала» декорированы со всем возможным разнообразием. В некоторых из них можно увидеть в качестве источника вдохновения величайшего архитектора XVI века Андреа Палладио – загадочного мастера, чьи городские дворцы и загородные виллы являются не только памятниками архитектуры, но и самым удобным современным жильем. Окна, обрамленные рустом, с треугольными наличниками и замковыми камнями напоминают его палаццо Тьене в Виченце. Только в «Итальянском квартале» оконный декор растянут на два этажа.

ЭКСЕДРА

Два кольцевых корпуса «Итальянского квартала» украшает огромная арка-ниша. С одной стороны, это воспоминание о галерее Витторио Эммануэле в Милане, неоклассическом пассаже XIX века, соединяющем знаменитый театр Ла Скала и главный городской Собор. С другой стороны, есть и более конкретный источник вдохновения. Такая полукруглая ниша с полукруглым завершением называется экседра.

ЧЕРЕПИЧНЫЕ КРЫШИ

Черепичные крыши всех цветов и оттенков от оранжевого до бордового составляют колористическое очарование итальянских городов и деревень. За это мы их ценим, за это пытаемся запечатлеть на фотографиях. До сих пор в Москве и других российских городах относились к крышам как к технической, а не эстетической составляющей (собственно говоря, крыш в Москве почти не видно, потому что рельеф города не выражен, несмотря на семь холмов). В «Итальянском квартале» придуман отличный прием - ступенчатая композиция: это позволит любоваться фактурой черепичных крыш и жильцам дома, и остальным горожанам, проходящим мимо. Важно, что натуральная черепица красиво стареет, приобретает с годами все более живописную фактуру. «Итальянский квартал» станет кусочком Италии в центре Москвы. Что логично – Кремль у нас тоже итальянский.

АРОЧНЫЕ ГАЛЕРЕИ

Арочными галереями окружали ренессансные дворы. Михаил Филиппов выносит этот мотив на фасад одного из корпусов и совершенно преобразует его в духе XXI века. Дело в том, что по галереям обычно можно прогуливаться. А здесь мы видим пять рядов арок, поставленных друг на друга, каждый размером в два этажа. И у этих галерей, точнее лоджий, нет никакого пола (чего отчасти жаль, с полом было бы традиционнее, но функциональнее – заманчиво иметь такую роскошную лоджию с арками). Но пола нет. Выйти в эти лоджии нельзя. Зачем так сделано? Пятиярусные галереи образуют как бы экран вдоль стены, увенчанный фронтоном. Это красиво и хорошо структурирует фасад. Но это и выражает главную идею информационной эпохи – идею экрана, так сказать, тотального интерфейса. Только делает это на классический манер. Надо сказать, что почерк Михаила Филиппова, несмотря на виртуозное оперирование классической традицией, – это почерк архитектора именно XXI века. В этом почерке есть фирменные элементы, свойственные только Филиппову. Например, в большинстве его построек есть «лестница в небо». В «Итальянском квартале» такие «лестницы» образуются из ступеней-террас четырех радиальных корпусов. Ну, а смысл этого визуально завораживающего элемента кто-то найдет в христианстве, а кто-то в знаменитой песне группы Led Zeppelin.

ФРОНТОНЫ В СТИЛЕ АМПИР

Многие части фасадов «Итальянского квартала» венчают широкие фронтоны с полукруглым окном. Это очень популярный мотив стиля ампир (иногда вместо полукруглого окна бывает арка). Торжественный, театральный, «с нажимом», стиль ампир, порождение Наполеоновской империи, в разных странах проявил себя по-разному. В Москве прижился его итальянский вариант. Его принес в начале XIX века учившийся в Италии Доменико Жилярди, одаривший город Московским университетом на Моховой и Конным двором в усадьбе Кузьминки. Позднее мотив полюбили архитекторы Серебряного века. В «Итальянском квартале» ампирный фронтон тоже на месте. Выглядит эффектно и хорошо организует фасад.

ПОЛУКРУГЛАЯ КОЛОННАДА

Кто бы из архитекторов ни сотворил полукруглую или круглую колоннаду, она всегда будет ассоциироваться с грандиозным собором св. Петра в Риме. Один из его авторов, барочный архитектор Бернини, с помощью колоннады замкнул площадь перед собором в овал с двумя ответвлениями. С тех пор это не самый легкий, но самый красивый способ организовать городскую площадь. В Казанском соборе в Петербурге от круга остался полукруг, но площадь тоже – одна из лучших. Михаил Филиппов обыграл изюминку «Итальянского квартала» – наличие памятника архитектуры, колокольни церкви св. Николая Чудотворца. Сделал ее смысловым центром площади. А саму площадь создал с помощью полукруглой колоннады. В нее вливаются радиальные корпуса «Итальянского квартала». Кстати, в любом традиционном европейском городе жизнь квартала всегда протекала вокруг соборной площади. Возможно, строительство «Итальянского квартал» поможет вернуть зданию храма, в котором сейчас находится Союзмультфильм, его прежнюю функцию. И выйдет так, что новая архитектура восстанавливает городскую память. А люди получат храм и уникальную для Москвы площадь с колоннадой - центр общественной жизни и место для прогулок.


Ньюсмейкер: ГУТА-Девелопмент — 24 публикации
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...